В. Карасёв: "Нам добывать нефть ещё лет 200..."

   
   

За 60 минут можно успеть многое. Например, пробежать марафонскую дистанцию. Или приготовить обед - кому что больше нравится. Ответить за 60 минут на 60 вопросов, в принципе, тоже можно - особенно если ты участник какого-нибудь телешоу. Но вот если ты чиновник, да ещё и заместитель председателя окружного правительства, и к тому же вопросы - не абы какие, а касаются главной отрасли Югры - "нефтянки" - то за час со всем так просто не разобраться.

Работы в "нефтянке" хватит не на одно поколение

Перед заместителем председателя Правительства Югры по вопросам недропользования и топливно-энергетического комплекса Владимиром Карасёвым как раз и стояла такая сверхзадача. В рамках пресс-конференции регионального информационного центра поступило более полусотни вопросов от югорских журналистов. На все Карасёв, конечно, не ответил. Зато многое из того, о чём он рассказал, на следующий же день после выступления появилось и на радио, и на ТВ. А главное - в Интернете. Последнее - уже само по себе показатель важности сделанных заявлений. Впрочем, ждать каких-то сенсационных ответов - вряд ли стоило. Пресс-конференция проходила как раз накануне большого финиша - Югра заканчивала недельное празднование Дня работников нефтяной и газовой промышленности, подводила итоги.

По приблизительным расчётам специалистов, к концу календарного года в округе должны добыть всё те же 270 миллионов тонн, что и в прошлом. О том, что будет небольшое снижение нефтедобычи, говорили уже давным-давно, ещё до начала кризиса, а значит, он, кризис, не при чём. Назывались и причины: новые месторождения открывают всё реже и реже, а старые истощаются, и достать нефть из недр становится всё сложнее. Кстати, услышав слова об "истощении", некоторые журналисты, наблюдавшие за выступлением Карасёва, несколько оживились. Ответ на вопрос, насколько же хватит нефти в Югре, можно считать одним из самых цитируемых: "Я вчера или сегодня прочитал такую фразу: "Нефти, которая разведана, в России хватит на 22 года". Я вообще не воспринимаю эту фразу, потому что не понимаю, о какой нефти идёт речь. Есть рентабельные и нерентабельные запасы, технологические и нетехнологические. История показывает, что все разговоры об исчерпаемости запасов нефти в ближайшие годы - несостоятельны. Мне бы очень не хотелось, чтобы, выслушав меня, вы начали вести разговоры о том, как же плохо мы живём и как мало нам осталось. Я должен сказать, что в автономном округе нам добывать нефть ещё лет 200 - хотя бы ту, которая уже открыта. А ещё есть прогнозные ресурсы. Ну, вот мы с вами добыли за 50 с лишним лет - с 53-го года - 9 миллиардов 342 миллиона тонн. Открытых запасов - ещё столько же, а прогнозируемых ресурсов - в 2 раза больше".

Кто вставляет палки в колёса?

С нефтяной темы журналисты переключились на твёрдые ископаемые. Кризис ударил больнее всего именно по разведке новых ресурсов, а между тем проект развития Приполярного Урала находится как раз в стадии поиска новых месторождений. "Экономический кризис, на наш взгляд, внёс определённые коррективы. Но мы продолжаем работы, связанные с реализацией территориальной программы геологического изучения недр. И в последний год переориентировали, перенесли центр тяжести с нефтяной и газовой тематики на "Урал промышленный - Урал Полярный". Сегодня есть лицензионный участок - Северососьвинский, на котором ведутся работы за счёт недропользователя. Туда вложено почти 570 миллионов инвестиций. Мы надеемся, что найдём там медь. Готовятся документы ещё на

2 участка. Будем выставлять их на конкурс. Есть желание ещё поработать и по углю. Если бы мы смогли, а федеральные органы 2 года назад пошли нам навстречу, то по угольным месторождениям работы сегодня бы ускорились. К сожалению, протянули. Грянул кризис, и мы потеряем на вводе этих месторождений 2, 3, 4 года". Кстати, выдача лицензий на право пользования недрами - это ещё один механизм, который может стать, да и уже является, тормозом в развитии добывающей отрасли. Палки в колёса недропользователям, по мнению Карасёва, вставляет федеральный центр: "Пока снижение числе административных барьеров при получении прав пользования недрами не наблюдается. Те поправки, которые вносились в прошлом и позапрошлом году, на мой взгляд, ещё больше усложнили работу компаний (имеется в виду ряд изменений в основной закон "О недрах", - прим. автора). Например, в конце прошлого года была внесена поправка о добыче общераспространённых полезных ископаемых. Кажется, благая идея - облегчить жизнь крупным компаниям в пределах их лицензионных участков. Но, к сожалению, благими намерениями выложена дорога, вы сами знаете, куда. Органам государственной власти понадобилось почти полгода, чтобы подготовить соответствующий порядок. И только 20% субъектов Федерации смогли принять его у себя. Когда мы спросили у законодателей, чем они руководствовались, когда писали эту статью - ответа не получили. К сожалению, такие действия не решают проблему в целом".

Эти вопросы стали ключевыми на пресс-конференции. Но журналистов интересовали и другие, не менее важные проблемы: законодательные инициативы Правительства Югры о добыче на месторождениях Баженовской свиты; поддержка малого и среднего бизнеса в сфере ТЭК; поиск "малых" газовых месторождений в Берёзовском районе - всего не перечислишь. Но все поняли, что и за 60 минут о нефтяной промышленности Югры можно рассказать если не всё - то очень многое.

Смотрите также: