В последнее время абоненты сотовой связи вызывают у преступников особый интерес. Доверчивость и безответственность абонентов делают их мобильные счета лёгкой добычей для мошенников.
Звонок первый
Студенту из Сургута Алексею Белову позвонили на мобильник и представились ди-джеем радиостанции. "Поздравили меня с выигрышем в акции, которую они проводят совместно с моим оператором, - рассказывает Алексей. - Сказали, что я выиграл новенький смартфон, и от счастливого обладания этим призом меня отделяет совсем немного - необходимо купить карту экспресс-оплаты на пятьсот рублей и в течение тридцати минут сообщить им код активации. Хорошо, что я студент, - смеётся Алексей. - У самого денег не было, а занять ни у кого не успел. Позвонил своему оператору, чтобы спросить про акцию. А там ответили, что первый раз слышат о ней".
Их сила - в наших слабостях
Мобильные мошенники мало чем отличаются от обычных. И те и другие используют различные методы психологического воздействия.
Как рассказал директор департамента управления обслуживанием клиентов "Уралсвязьинформ" Алексей Ниденс, мошенники очень изобретательны, могут войти в доверие абонента и довести до такого состояния, что он сам совершит все необходимые действия.
Нередко мошенники используют метод "шока". Абоненты получают звонки, в которых сообщается, что их близкие или друзья попали в беду, стали виновниками ДТП или иного проступка. Иногда предлагается перечислить деньги на операцию тяжелобольному ребёнку. Преступники разыгрывают ситуации, способные вызвать чувство жалости и сострадания. Есть и более простой вариант мобильной махинации под названием "Один звонок". Мошенник звонит жертве и сбрасывает звонок до того, как получит ответ. Любопытный абонент, терзаемый сомнениями и догадками, а кто же это был, перезванивает. А через некоторое время получает счёт за очень дорогой звонок. Следует помнить: если звонок был действительно важным, вам обязательно перезвонят.
Работают аферисты, как правило, группами до пяти человек. На одной группировке может висеть до семидесяти эпизодов. Пираты мобильных сетей шагают в ногу со временем и используют любую возможность личного обогащения, поэтому кризис стал для них ещё одной статьёй доходов. Многие люди сегодня ищут лучшее место заработка и нередко натыкаются на объявления с предложением работы и хорошей зарплаты. В них говорится, что для получения более подробной информации необходимо отправить SMS на короткий номер, после отправки SMS деньги со счёта исчезают мгновенно.
Звонок второй
Пенсионерке из Ханты-Мансийска Евгении Павловой позвонил молодой человек и приятным голосом сообщил, что она выиграла ноутбук. "Сказал, что приз надо оформить, - рассказывает Евгения Сергеевна. - Попросил продиктовать паспортные данные. Ну я сдуру и дала. Думала, вот внуку будет сюрприз, мне-то, старой, зачем этот ноутбук, я его и включить не смогу... Ноутбук не прислали. Зато через два месяца позвонили из банка и сообщили, что я должна за кредит заплатить. Я им говорю, какой кредит? Зачем он мне на старости лет? А они всё одно да потому. Вот теперь в милицию хочу идти да разбираться, что к чему".
В какие сети ловятся мобильные мошенники?
Вплотную с этой проблемой органы МВД столкнулись только в 2007 году, когда телефонное мошенничество достигло небывалого уровня.
Пик мобильной преступности выпал на 2008 год, когда милиция ещё не успела наладить методику борьбы с мобильными аферистами. А в 2009 году уже пошёл спад преступлений, раскрываемость которых составляет пока более пятидесяти процентов. Только за 2009 год с использованием средств сотовой связи совершено более 400 преступлений - из них 60 процентов зарегистрировано на территории города Сургута. Но уголовный розыск не дремлет: из указанного количества мошенничеств 256 раскрыто, и порядка тридцати аферистов уже осуждены и получили реальные сроки лишения свободы.
- Есть, конечно, и определённые проблемы, негативно влияющие на процесс раскрытия преступлений, - сетует начальник Управления уголовного розыска по Ханты-Мансийскому автономному округу Тимофей Загурный. - Прежде всего, это нежелание большей части потерпевших обращаться с заявлением в органы внутренних дел о совершённом преступлении. Использование преступниками абонентских номеров, зарегистрированных на подставных лиц. А ещё зачастую бывает так, что сами преступники уже находятся в местах лишения свободы, причём в других регионах России, а потерпевшие - в Ханты-Мансийском автономном округе. Это тоже вызывает ряд сложностей. Но мы их с успехом преодолеваем.
"При всех подобных случаях звоните 02, - говорит Тимофей Анатольевич, - и чем быстрей и оперативней вы это сделаете, тем больше шансов, что преступники не останутся безнаказанными. В уголовном розыске уже давно создана специальная группа по раскрытию преступлений, связанных с телефонным мошенничеством. И свою эффективность они уже доказали, и не раз".
Проинформирован - значит вооружён
Небывалый размах мобильного мошенничества заставил крупнейших операторов сотовой связи задуматься о своей репутации и безопасности абонентов. Конкурирующие компании решили объединиться, чтобы совместными усилиями решить эту проблему. Первого октября крупнейшие компании региона - "Мегафон", МТС и Utel провели первый совместный телемост.
"Мы считаем, что главным оружием против мобильного мошенничества является информирование граждан о возможных угрозах и способах обмана абонентов, - говорит пресс-секретарь компании "Уралсвязьинформ" Андрей Перфильев. - Поэтому для освещения этой проблемы, кроме представителей операторов сотовой связи, мы пригласили принять участие в мероприятии журналистов регионов УрФО".
Конечно, объединённые усилия сотовых компаний и эффективная работа милиции выступают неплохим гарантом нашей мобильной безопасности, и, как показывает время, граждане сами стали меньше поддаваться на уловки мошенников. Ведь основное средство защиты от мобильных мошенников - здравый смысл.
Смотрите также:
- Почти каждый второй житель Югры пользуется мобильным интернетом →
- Как жители Югры попадаются на удочки мошенников →
- Как защититься от мошенников? →