Дворовые войны

   
   

Задачка. Михаил Петрович, живущий в центре Сургута, не найдя вечером свободного места во дворе своего дома, неудачно припарковал машину, перекрыв выезд двум бюджетным автомобилям и одному авто представительского класса. Какова вероятность того, что, проснувшись утром, водитель не обнаружит свой автомобиль с проколотыми шинами, помятым боком или с нацарапанной гвоздём "доброжелательной" надписью на капоте?

"Вася, я тебе место заняла!.."

В Сургуте проще отказаться от машины и ходить пешком, чем ежедневно искать место для парковки, горько шутят автовладельцы. К вечеру почти в каждом дворе можно наблюдать одну и ту же картину: водители кружат в поисках свободного места: кто-то вынужден бросать авто у проезжей части, другие на свой страх и риск оставляют автомобили в забитом техникой дворе, преграждая путь другим. Терпению автовладельцев приходит конец. Хроника событий напоминает сводки боевых действий. Водитель Н. обнаружил утром свою машину, облитую краской, и записку непристойного содержания на стекле. У сургутянина И. скрутили госномера. Владелец авто Р. потратил кучу времени, оттирая от стёкол и капота следы от яиц. Автовладелец З., устав объяснять правила парковки своему соседу, протаранил его автомобиль - "страховка" покроет расходы на ремонт.

Ещё пару лет назад никто не мог предположить, что каждый третий горожанин будет иметь личный легковой автомобиль. По последним данным, в Сургуте официально зарегистрировано более 144 тысяч автосредств. А мест для хранения авто, по подсчётам городской администрации, всего 42 тысячи. Приобрести гараж либо тёплый бокс по адекватной цене практически невозможно. Зачастую ближайшее место стоянки находится минимум в трёх кварталах от дома. Причём его стоимость далеко не каждому по карману. При сравнительно доступной цене аренды тёплого бокса (6-8 тысяч руб-

лей в месяц), покупка этого же места равна по стоимости ещё одному автомобилю - в среднем 1,2-1,5 млн рублей. Стоимость гаража в обычном кооперативе - от 350 тысяч рублей, но такие предложения - редкость. Климат тоже накладывает свой отпечаток на предпочтения сургутских автовладельцев. "Оживить" железного коня при температуре в -30 оС порой возможно только при помощи чудо-подогревателя. По этой причине многие автолюбители игнорируют услуги платных уличных парковок, в прайсе которых нет подобной услуги.

Да будет план!

Планы и нормативы, разработанные чиновниками, устаревают молниеносно - планировщики парковок просто не успевают за ростом числа автомобилей. Но в администрации города "АиФ-Югра" заверили, что "усложняющееся с каждым годом положение с парковками автомобилей - не стихийное бедствие, а прогнозируемый процесс", и что "администрацией города за последнее десятилетие приняты меры, позволяющие снизить остроту проблемы". Городские власти обещают, что в ближайшее время будет изменён норматив расчёта парковочных мест с ориентацией на реальный уровень автомобилизации - 420 машин на тысячу жителей (против сегодняшнего в 300 авто). При проектировании и строительстве новых микрорайонов уже закладывается необходимое количество парковочных мест. В ближайшее время на торги будет выставлено несколько земельных участков под строительство жилых домов, проект которых предусматривает строительство подземных гаражей на 900 машин. Для старых районов города не исключён вариант появления подземных, многоуровневых механических и прочих паркингов, главное преимущество которых - минимальные требования к площади земельного участка и экономия пространства. Есть планы по реконструкции гаражных кооперативов в многоэтажные паркинги.

Но пока это только в планах, сроки исполнения которых не уточняются. Если всё намеченное реализовать, то число мест хранения авто увеличится до 100-110 тысяч, что почти на 90% закроет потребности сургутян в автопарковках. Но найдутся ли потребители новых услуг? Не все смогут за них платить, да и привычка обходиться без собственного места стоянки или парковки сильна. Заставить владельца авто поменять своё мнение мог бы закон. Но сегодня размер штрафа за стоянку в неположенном месте всего 200-300 рублей, да и штрафуют сотрудники ГИБДД нарушителей не каждый день. За 10 месяцев этого года к ответственности за парковку в неположенном месте было привлечено всего 3 464 человека.

Вот и приходится "безлошадным" жильцам домов, ругая автомобилистов, шагать на работу прямо по лужам или по проезжей части - ведь тротуары заставлены соседскими авто. Становятся жертвами дворовых войн за место парковки газоны и детские площадки. Вариант того, что на общем собрании жильцы такого дома единогласно отдадут часть придомовой территории под парковку (это предусмотрено Жилищным кодексом) - практически исключён. Конфликт между водителями и пешеходами продолжится на новом уровне.

К слову, ситуация, в которую попал Михаил Петрович, разрешилась вполне благополучно. Шины остались целыми. Его "семёрку" просто отбуксировали в соседний двор. Правда, на её поиски "горе-водитель" потратил немало времени и нервов, даже успел заявить в милицию об угоне.

Как можно решить проблему с парковкой?

Игорь Анисимов, водительский стаж 4 года:

- Жильцы дома, в котором я живу, негласно поделили территорию у подъезда на стоянки. С парковкой у торговых комплексов и офисных центров всё гораздо сложнее. К примеру, к супермаркету "Премьер" на проспекте Ленина невозможно подъехать в вечернее время, и многие бросают автомобили практически на проезжей части. Считаю, что нужно требовать, чтобы проектировщики общественных зданий ещё на этапе планирования предусматривали наличие парковочных мест.

Стас Буторин, водительский стаж 6 лет:

- Эту проблему сейчас не решить, потому что дворы невозможно расширить. Если строить паркинги и гаражи отдельно - они будут находиться далеко от дома, а ехать за машиной на "маршрутке" - не вариант. Покупать парковочное место мне неинтересно. Если тратить деньги, то сразу на дом с гаражом. Новые дома должны сдаваться с продуманной стоянкой.

Ирина Драницына, не имеет личного автомобиля:

- Во многих семьях по два-три автомобиля, а наши дворы - не резиновые. Расширение парковочных мест за счёт уменьшения территории детских площадок - не выход. Можно ограничить количество занимаемых мест во дворе: на одну семью - одно место.

У торговых центров предлагаю сделать парковки платные - как в Европе. То есть человек оставляет машину либо за пределами центра, либо платит деньги за стоянку. Только нужно не забыть поставить в нужных местах знаки "Стоянка запрещена". А автомобили, брошенные у дороги, должна эвакуировать ГИБДД. И... надо покупать меньше машин.

Василий Голубка, водительский стаж 39 лет:

- Основные проблемы с парковкой возникают у новых домов. В старых районах города во дворах всё-таки есть места для парковки. Думаю, всё упирается в прибыль застройщика, он заинтересован в том, чтобы сдать как можно больше торговой, офисной или жилой недвижимости, а не в том, чтобы отдать эти земли под бесплатную стоянку. Нужно требовать, чтобы застройщик закладывал в проект реально необходимое количество парковочных мест и не экономил на площади земельного участка, отданного под паркинг.

Татьяна Кузьмина, не имеет личного автомобиля:

- Эта проблема из категории неразрешимых. Строить гаражи рядом с домами нет возможности, подземные паркинги исключены, так как во дворах пролегают коммуникации. Платить по пять тысяч в месяц за стоянку - много. Коммунальные услуги на семью из трёх человек стоят столько же. Не знаю, что делать.

Смотрите также: