Мы не толерантны. Толерантны не мы

   
   

В конце февраля прошла первая сессия масштабного проекта "Гамбургский счёт". Организаторы пообещали, что "в течение 2010 года в Ханты-Мансийске будут проходить творческие встречи с известными людьми и публичные лекции по актуальным проблемам: гражданское общество, толерантность, межконфессиональный диалог". Работа первой сессии была посвящена памяти священника Александра Меня и разговорам о толерантности. Разговора не получилось.

Светлана Тузова-Щёкина, доцент ЮГУ:

- Лично мне хотелось обсудить позиции гостей. Например, мысль Ива Амана, автора книги об Александре Мене о том, что "память о зле ложится тяжким бременем на последующие поколения, и чтобы очистить память, нужно избегать утверждения отрицательного образа "другого" - врага. Или тезис о том, что "никто не имеет права ограничить человека в его праве выбора"... Как трудно иногда понять другого, и как легко быть нетерпимыми к другим.

Михаил Ершов, кандидат исторических наук, доцент ЮГУ:

- Многие отнеслись к событию крайне негативно. Во-первых, со стороны гостей шла пропаганда идей христианского экуменизма, которые не популярны в нашем городе. Во-вторых, они сочли, что толерантность может быть где угодно, а это не так. Нужны механизмы, нужно знать, как её формировать. Мне показалось, гости не очень-то были настроены именно обсуждать заявленные проблемы и личность.

Татьяна Глебович, кандидат филологических наук, доцент ЮГУ:

- Идея разговора хороша. Но он оброс взаимными обидами и претензиями. Выход к барьеру не открыл новых истин. Спор ради спора? Кого и с кем? Организаторы не увидели результатов проделанной работы. А может, раскачка общественного сознания входила в их планы?

Кирилл Кузнецов, филолог, журналист.

- Когда читал список гостей, приехавших учить нас толерантности, внимания не обратил, откуда они: Германия, Италия, Франция... А когда первую лекцию прослушал, неприятное послевкусие осталось. Как-то очень уж они заботятся о нашем покаянии. Француз Ив Аман предложил вместо термина "покаяние" употреблять слово "катарсис" - "очищение". Но это та же конфета, только в другой обёртке... Мол, вам очиститься нужно. И простить. Немец Фальк Бомсдорф прямо заявил: "Россия - это дикое поле, а Германия - парк. Нужно, чтобы Россия тоже стала парком". Только добавить забыл, что в парке ходят исключительно по дорожкам, а из кустов полиция за тобой следит. Как сказали заезжие гости: "Немцы осудили фашизм, а русские до сих пор носятся со сталинизмом. А это значит, немцы выдержали проверку Гамбургским счётом, а русские - нет". Вот и ярлык налепили. Мы, наверное, простить немцев должны были сразу после Победы, на следующий день, 10 мая 45-го...Мой дед бы меня не понял, вы уж извините. В Декларации принципов терпимости, которую ЮНЕСКО приняла, прямо сказано: "Толерантность - уважение и принятие всех мировых культур, форм самовыражения и отказ от догм". Так можно узаконить и гомосексуализм, и зоофилию как одну из форм самовыражения. А ведь зоофилия для кого-то - всего лишь культура поведения.

Забавно то, что нам не просто так о толерантности говорят. Культурой прикрываются. Гравюры Пиранези "Римские хроники" привезли. Фильм Гарри Бардина "Адажио". Книги об Александре Мене, французом написанные, кстати... Хорошие гравюры, отличный фильм. Я не против просвещения и культуры. Вот только не надо ею, как кетчупом, всё поливать! Если отделить мух от котлет, то культура в этой обойме становится не более чем приложением. А в основе всё та же толерантность, которую нам навязывают. Иногда на колокольню залезть хочется и оттуда спросить: "Вы действительно верите, что Западу нужна сильная, образованная и просвещённая Россия?"

Давайте поймём уже, что не бывает "толерантности всех по отношению ко всем". А у нас это уже чуть ли не пропуск в семью цивилизованных народов. Где, кстати, гей-парады давно уже узаконены вместе с однополыми браками. Знаете, какая картина перед глазами? Тебя по земле ногами катают, а когда ты встаёшь, чтобы адекватно ответить на агрессию, тебе кричат: "Ты не толерантен!" Да, я не толерантен. Я за адекватность. И Россия, знаете, почему жива до сих пор? Потому что никогда не была толерантной.

Смотрите также: