"В Сургуте был. Помню, что там холодно и есть большой мост через Обь", - с такими впечатлениями уезжают из Сургута гости города. А ведь существует целый список достопримечательностей и интересных мест Сургута, и он не ограничивается Нефтеюганским мостом, Барсовой горой и деревней Русскинская.
Развлекайтесь сами...
Статистика впечатляет: в 2008 году (более поздние данные пока не обнародовали) Сургут посетили почти 45,5 тысяч туристов. В это число входят и те, кто приехал в город с деловым визитом, а количество именно туристов не превышает и десяти процентов. В Ханты-Мансийске показатели почти в три раза выше - здесь проходят многочисленные фестивали, этап Кубка мира по биатлону, в этом году - шахматная олимпиада и прочие фестивали-соревнования федерального масштаба, привлекающие основной поток туристов. Турагентства и гостиничные комплексы Ханты-Мансийска активно используют ситуацию, предлагая гостям туры, приуроченные к масштабным мероприятиям. Не остаётся без внимания и местный колорит: есть всевозможные сафари-путешествия по тайге, охотничьи туры на бурого медведя, лисицу, поездки на стойбища, одна из турфирм предлагает вип-рыбалку на Приполярном Урале. "Перелёт на вертолёте. Проживание в вагончиках. Горные посёлки Неройка, Пуйва, Саранпауль. Улов всегда хороший", - зазывает реклама. Графа "итого" за семь дней на восемь человек - 300 тысяч рублей.
Сургутский туристический рынок не может порадовать таким разнообразием. "Мы не можем претендовать на звание города, в который люди приезжают ради туризма, - рассуждает заместитель главы администрации Сургута Роман Марков. - Но у нас есть серьёзные конкурентные преимущества: сюда приезжает огромное количество людей в деловые командировки. Многие из них хотели бы задержаться и съездить на рыбалку, охоту, посмотреть ГРЭС-2 или буровую. Это та ниша, которая на сегодня слабо заполнена".
Ниша не просто не заполнена, она фактически пуста. Полтора часа общения с сургутскими турфирмами на тему "Можно ли заказать у вас экскурсию или тур по Сургуту для группы в 5-10 человек?" дали плачевный результат: череда отказов и только три положительных ответа. В одной фирме согласились в качестве исключения организовать тур по городу, в других предложили стандартный набор развлечений: обзорную экскурсию на Барсову гору и в историко-культурный центр "Старый Сургут". Этого, по мнению менеджера, вполне достаточно, чтобы показать красоты города и местный колорит.
Кстати, если заказать экскурсию в самом "Старом Сургуте", маршрут будет тот же, но обойдётся гораздо дешевле. В гостиницах, владельцы которых любят говорить о сложностях своего бизнеса, не нашлось ни одной дополнительной услуги для туристов. Заказать лимузин - "да", организовать охоту - "нет".
Ни оленей, ни стойбищ...
Сургут мог бы привлечь туристов национальным колоритом - интерес к народам ханты и манси не менее высок, чем к африканским племенам, затерянным в джунглях. Но и с такими предложениями в городе не густо. Можно съездить разве что в деревню Русскинская, что почти в 200 км от города. "Развивать этнический туризм в Сургуте сложно. В радиусе 120 км ничего подходящего нет, а до дальних стойбищ нужно ещё суметь добраться, - говорит вице-президент Сургутской торгово-промышленной палаты Владимир Болотов. - Но и там туристы не увидят ожидаемого: нет оленей, стойбищ в традиционном понимании, а аборигены давно сменили национальные костюмы на пуховики".
Одно из перспективных, казалось бы, направлений, экстремальный туризм, тоже под большим вопросом. Виной тому - резкоконтинентальный климат (сегодня тепло и солнечно, а завтра -30 и метель). Операторы туристического рынка не могут планировать свои действия. "Должна быть и соответствующая инфраструктура. Одна площадка для экстремального спорта есть - горнолыжный комплекс "Каменный мыс", но сколько он смог заработать этой морозной зимой? По этой причине туризм в Сургуте вряд ли выйдет за рамки делового и приобретёт промышленные масштабы", - считает Владимир Болотов.
Скромный интерес турфирм к внутреннему туризму легко можно объяснить непатриотичностью горожан: отпуск мы предпочитаем проводить подальше от холодного и хмурого Сургута. А гостям вполне достаточно банальной экскурсии и национальных угощений. Одной из попыток использовать местную специфику в туристических интересах стала организация в Сургуте ойл-туров, изюминка которых - рассказ о нефтяном освоении края и экскурсионная программа по месторождениям. Александр Фролов, основатель первой в Сургуте коммерческой турфирмы, считает, что туры востребованы. Но большая часть программ проводится по заказу местных предприятий, а не гостей города. Владимир Болотов считает идею ойл-туров изначально непродуманной: "Вы поедете в Китай, чтобы посмотреть как шьют тапочки? Или в Турцию, чтобы увидеть плантации помидоров? Вряд ли. Это должна быть составная часть большой экскурсионной программы, зрелище, совмещённое с комфортом, а не просто поездка до "качалки" и обратно".
В администрации города заверили: разрабатывается комплекс мер по повышению туристического статуса Сургута, предусмотрены гранты, помощь по программе поддержки малого и среднего предпринимательства. Александр Фролов считает, что внутренний туризм имеет перспективы только при высоком интересе к городу самих сургутян. "Они плохо знают историю города, в котором живут. Я написал письмо в администрацию с предложением разработать туры специально для школьников и учащихся колледжа - они могут стать основой для широкой деятельности. Часть расходов на туры может быть компенсирована из бюджета города. Но пока ответа нет", - говорит Александр Фролов. Его компания рассматривала множество вариантов привлечения туристических потоков в Сургут, но это не те варианты, ради которых москвич или ростовчанин захочет поехать в наш далекий край.
Смотрите также:
- Разработка программы по развитию внутреннего и въездного туризма В Югре →
- В судьбе памятника - переломный момент →
- Грозит ли Югре закрытие моногородов →