Последняя надежда дяди Вани

   
   

Давным-давно, с 1991 по 1996 годы Иван Шепеленко с семьёй и друзьями создал лучшее в Югре крестьянско-фермерское хозяйство. Тысяча голов свиного стада, производство и переработка мяса, двухэтажный магазин "У дяди Вани" в пригороде Нефтеюганска - хозяйство кормило свежей свининой и город, и район. Сегодня Иван Григорьевич - бомж.

"Времена не выбирают..."

Шепеленко не сразу стал фермером. "До 36 лет я серьёзно занимался спортивной актобатикой, - вспоминает Иван Григорьевич. - Работал на Таймыре. Как тренер подготовил 16 мастеров спорта. Моя мужская силовая пара стала чемпионом России среди школьников. Потом работал председателем окружного спорткомитета по культуре и спорту". По семейным обстоятельствам Иван Григорьевич переехал в Нефтеюганск, где стал заместителем директора по снабжению на местном хлебозаводе. Были у него свой дом и участок. "Я решил заняться фермерством, - вспоминает Шепеленко. - Видимо, зов предков: дед когда-то был кулаком, много скота держал... У родителей тоже была корова. Вот вызвал я мать, сестру, закупил десяток свиней и начал хозяйничать". Дядя Ваня скоро стал своеобразным знаменем местного фермерства. У него получалось всё: построил добротную промышленную свиноферму, коптильный цех, гаражи, отсыпал дорогу к усадьбе и магазину, завёл автопарк. А на втором этаже, над магазином, поселилась его семья. Хозяйство стало приносить реальную прибыль.

Надо признать, что Нефтеюганск в середине 90-х был не просто бандитским, а очень бандитским городом. К успешному фермеру стали подкатывать местные "братки". Требовали оплаты "крыши". "Я, конечно, кусок мяса, если просили, давал, но потом дошло до того, что стали требовать большие деньги. Я отказал. Сказал, что денег давать не буду", - рассказывает Иван Григорьевич. Фермеру и его семье стали открыто угрожать, дважды поджигали хозяйство, потом вызвали на "стрелку". Били дядю Ваню человек пятнадцать. Топтали по-настоящему. Сломали два ребра и серьёзно травмировали шею. Шепеленко стал инвалидом II группы.

Под угрозой смерти Ивана Григорьевича принудили отдать бандитам 100 млн неденоминированных рублей. Деньги на тот момент очень серьёзные. Позже прокуратурой округа будет проведена проверка по заявлению Шепеленко, следствие установит, что в деятельность фермерского хозяйства действительно периодически вмешивались представители нефтеюганских преступных групп. Эти обстоятельства подтолкнули дядю Ваню к шагу, который перевернул всю его жизнь. После бандитской "разводки" Шепеленко попал на "разводку" районной власти. "Я приехал к тогдашнему главе Нефтеюганского района Александру Клепикову и предложил приобрести хозяйство в муниципальную собственность. Я бы продолжал работать управляющим, - объясняет Иван Григорьевич. - Приехали бы ко мне просить мяса или денег, я бы сказал: идите в администрацию..." Клепиков дал указание выкупить фермерское хозяйство. Комитет по управлению муниципальным имуществом Нефтеюганского района начал процедуру приёма - передачи имущества КФХ в собственность Нефтеюганского района. Процедура прошла успешно, вот только деньги Ивану Григорьевичу не вернули.

Шепеленко рассчитывал получить за комплекс более 3 млрд. неденоминированных рублей, оценочная комиссия с этой цифрой не согласилась. В результате махинации с "актом приёма - передачи" сумма была уменьшена до миллиарда 320 млн. Фермер же в итоге получил всего 487 с половиной миллионов неденоминированных рублей. Он рассчитал работников и купил матери домик на Украине. Сам остался фактически без средств к существованию. В феврале 1998 года Иван Григорьевич получил письмо, в котором администрация Нефтеюганского района официально отказала ему в окончательном расчёте. Свиней новые хозяева пустили под нож, в магазине открыли питейное заведение, которое вскоре сгорело, - Шепеленко остался ещё и без жилья.

Глава администрации Нефтеюганского района Александр Клепиков попал под уголовное дело, потерял власть и получил условный срок. Но это была совсем другая история. О фермере Шепеленко в ней не было ни слова.

Зри в корень!

Его переписка с правоохранительными органами России и Югры занимает несколько томов. Не будем вдаваться в нюансы следствия, которое по некоторым эпизодам тянется до сих пор. Грамотная волокита привела к тому, что сроки уголовного преследования Александра Клепикова по нескольким эпизодам уже истекли. "У меня за плечами более 20 судов. Я признан потерпевшим по трём уголовным делам. Мои письма и жалобы на контроле в Администрации Президента России, в Генпрокуратуре и МВД России. Европейский суд по защите прав человека присвоил моему обращению номер досье. И за всё это время суды взыскали в мою пользу 416 тысяч деноминированных рублей с копейками...", - разводит руками дядя Ваня.

Причину, по которой лучшего фермера Югры превратили в бомжа без особых перспектив, чётко обозначил ещё в 2005 году сам Шепеленко в заявлении тогдашнему главе администрации президента России Сечину, помощнику президента России Иванову, генеральному прокурору РФ Устинову и директору ФСБ Патрушеву: "Местная "воровская" система власти... не позволяет прокурорским работникам выполнять свой профессиональный долг". С мнением дяди Вани согласен эксперт Общероссийского общественного движения "За права человека" Владимир Степанов: "Дело Шепеленко - свидетельство того, что предприниматели Югры, трудяги, не защищены. Государство не выполняет своих обязанностей. Думаю, в Югре бесспорно криминально-коррупционная ситуация. Кризис власти, кризис в прокуратуре и в судах".

Кто только не заступался за Шепеленко в последние годы! Президент Федерации спортивной акробатики России Золотов, жители 11а микрорайона Нефтеюганска, заместитель исполнительного директора общероссийского общественного движения "За права человека" Чувилова, заместитель председателя Госдумы Владимир Жириновский, депутаты Госдумы Александр Коржаков и Валерий Стародубцев, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по аграрным вопросам Николай Харитонов...

В череде просителей из Госдумы не оказалось только людей от "Единой России"...

Закон-тайга?

Есть люди, которые считают, что давно надо было Ивану Григорьевичу забыть обиды и жить дальше. "Я не могу не бороться, - возражает дядя Ваня. - Меня лишили моего дела. Меня лишили нормальной жизни. Но я человек, и не хочу, чтобы меня топтали. Если сдамся, "они" решат, что дозволено всё". Сегодня Иван Григорьевич получает пенсию и живёт по друзьям и знакомым. Те помогают ему, чем могут, теми же деньгами на поездки в Москву за очередной птицей надежды. Семья живёт в Северодонецке. "Им самим помогать надо. Езжу к сыну редко. Погляжу, пообщаюсь - и обратно, к своим "ветряным мельницам", - вздыхает Шепеленко. У дяди Вани больное сердце. Нужна операция, а он боится ложиться в больницу: "Хоть со скрипом, но пока живу. За клюквой вот хожу... Лягу - зарежут. Уж очень я неугодный свидетель". Дядя Ваня продолжает биться за свою жизнь, надеясь, что высказывание "закон - тайга, медведь - прокурор" - не про Югру: "Очень хочу, чтобы новая власть доказала, что в округе есть правда и справедливость. Иначе, зачем она нужна... такая власть..."

Досье

Иван Шепеленко родился в 1946 году в пос. Подюга Коношского р-она Архангельской области. Окончил педагогический институт. Мастер спорта СССР по акробатике. Создал школу спортивной акробатики в Таймырском автономном округе. С 1991 по 1996 годы успешный фермер. Ныне инвалид 2 группы.

Смотрите также: