"Не понимаю, для чего нужны в школе уроки технологии? Зачем нам шить фартуки и трусы? Их что, купить нельзя? А готовить меня и мама научит. Мы зря тратим время", - это строчка из письма Даши Рябовой из Нефтеюганска.
А вот ещё пара строк. Пишет Лера Ким из Сургута: "Мой любимый предмет - домоводство. Уже столько умею! Иногда готовлю ужин вместо мамы, а она отдыхает после работы. Хочу ещё научиться делать какую-нибудь мужскую работу, мало ли что...". Предмет один, мнения разные. Впрочем, как всегда. Многое зависит и от интересов самого ученика, и от квалификации учителя. Об уроках труда мы беседуем с Натальей Мезенцевой, педагогом из посёлка Мулымья. Уже четверть века она учит девочек шить, вязать, готовить - одним словом, вести дом.
Для дома - для семьи
- Наталья Александровна, время сейчас сложное, много одиноких женщин. Может, пора учить девочек строгать, пилить, чинить замки?
- А мальчиков рукодельничать и готовить? Кстати, во многих семьях мужчины прекрасно справляются с приготовлением обеда. А женщин сама жизнь заставляет осваивать сугубо мужские навыки: мелкий ремонт в квартире, починку замков и прочее. Современная школа даёт фундаментальные знания. В её понимании семья - это чёткое распределение обязанностей. Хотя в жизни всякое бывает, и если возможна взаимозаменяемость домашних обязанностей, то чем это плохо? А вот делать это правилом, думаю, не стоит.
- Хоть кто-то из ваших учеников выбрал профессию повара, швеи?
- Сложно сказать. Но безусловно, среди девочек встречаются настоящие мастерицы, которые на уроках своими руками создают уникальные вещи и показывают прекрасные результаты на школьных олимпиадах. К сожалению, в последнее время сократилась сеть предприятий бытового обслуживания. В Урае, например, осталось два небольших ателье - устроиться туда практически невозможно. Сеть кафе и ресторанов увеличилась, но труд повара очень тяжёл: работа сменная, в условиях жаркого цеха, а платят сами знаете, как.
Куда "ушло" выпускное платье
- Могут ли школьные уроки помочь ребёнку стать хозяйственным?
- Иногда девочки приходят на первый урок и не умеют держать иголку в руках. Несколько уроков - и вот он, первый сшитый фартук или вышитая салфетка. Я веду при школе кружок "Рукодельница", туда приходят и мальчики: их немного, два- три человека. Они довольно прилежны. Они, может, и не станут поварами или портными, но ведь вопрос свободного досуга детей, их занятости тоже имеет большое значение в воспитании. Работы кружковцев становятся экспонатами школьной выставки, а в конце года - районной. Выставляем работы в клубе "Подросток". В старших классах мы изучаем теоретические азы ведения домашней экономики: как планировать бюджет, как разумно тратить деньги, основы домашней бухгалтерии - всё это обязательно пригодится в будущем.
- Вы сами почему выбрали эту специальность?
- Меня научила кроить и шить моя тётя. Я полюбила это занятие. Помню, по большому блату мама приобрела белый гипюр. Сама я не решилась раскроить ткань - вдруг испорчу. Тётя скроила мне платье "на кокетке", расклешённое книзу и с расширенным рукавом три четверти. В этом наряде я была самая счастливая на выпускном вечере! Оно долго хранилось в моём шкафу. А потом, когда в магазинах ничего не было, я принесла его в школу и оно "ушло" для занятий. Нисколько не пожалела. Наоборот, порадовалась тому, что оно приобрело вторую жизнь в работах моих учеников.
Смотрите также:
- Основам каких культур и этики учат наших детей? →
- Алина Таипова: «Время делать из себя конфетку» →
- Такая судьба - пять сыновей и четыре диплома →