17 лет самостоятельности

   
   

Семнадцать лет назад Конституцией РФ за Югрой был закреплён статус самостоятельного субъекта. Одну из главных ролей в этом сыграл Валерий Чурилов, бывший тогда председателем Совета народных депутатов.

Мы заседали в Калифорнии

- Валерий Андреевич, какое отношение лично вы имеете к реализации этой идеи?

- Я возглавлял законодательную власть Югры - хотя Югрой она ещё и не называлась. И одновременно был членом конституционной комиссии. Записался я туда вполне сознательно: формировать конституцию автономии и требовать от федералов включения автономий (тогда их было одиннадцать: десять автономных округов и Еврейская автономная область) в федеративный договор. Мы бились в основном с аргументами Тюменской области, которая понимала, что значит независимость Югры для бюджетных построений. Но процесс остановить было уже невозможно.

- Что собой представляла территория округа в то время?

- Уже тогда округ был больше всех автономных образований по численности населения и количеству избирателей. Я пригласил всех руководителей автономий на встречу в Ханты-Мансийск. Позвали Рамазана Абдулатипова, зама Руслана Хасбулатова в то время. И мы стали решать судьбу Югры. Ведь мало кто знает, что Ханты-Мансийский округ в то время уже подписал два прямых договора со штатом Калифорния и с одной из провинций Франции - той самой, где родилась и выросла Жанна д´Арк, а международные отношения - это привилегия самостоятельных субъектов федерации. Мы смеялись, говорили о дружбе, сотрудничестве и ненападении. Это был 1992 год. Официальная делегация Югры входила в зал заседания парламента штата Калифорния - и зал вставал! У нас не было своего гимна - играл гимн Российской федерации, и мы шли...

Кремль прислушался к нам. Меня и Филипенко, тогда председателя исполкома, пригласили в Кремль на подписание проекта федеративного договора . А за нашей спиной стоял Еремей Данилович Айпин - депутат Верховного совета СССР. Для него это был очень близкий сердцу вопрос.

Я - продукт горбачёвской оттепели

- Валерий Андреевич, а почему для Югры было так важно добиться статуса автономии?

- Было яростное желание стать самостоятельными: мы не хуже других и не глупее. И где нам строить свой туалет и свой музей - сами можем решить. Представляете, гостиница "Югра" строилась как овощехранилище! Нельзя было в Ханты-Мансийске строить гостиницу. Зачем она на 35 тысяч населения? Каждый шаг давался с боем. Москва забирала средства у Тюмени. Тюмень забирала у нас. И нам тоже приходилось забирать. Брали у Сургута, у Нижневартовска - хотя там народ мощный, не так-то просто у них что-то отобрать... Делалось это для округа. И команда моя была на удивление работоспособной. Я там прижился, хотя появился в округе лишь в 1985 году, я - продукт горбачёвской перестройки.

- "Миллион тонн нефти в сутки" - лозунг Вашей юности. Округу эти миллионы тонн давали какие-то преференции и послабления?

- Деньги в округе не оставались. Мы не могли оперировать этим экономическим потенциалом. Он был ЦК КПСС, Тюменский, федеральный... А вот по человеческому потенциалу в то время мы могли дать фору многим федеральным и областным структурам. Даже сейчас Владимир Карасёв, бывший зам. Филипенко по недропользованию, - фигура номер один в профессиональном рейтинге кадров России по вопросам недропользования. В России не было этого опыта - мы ездили в Калгари перенимать его. Изучали опыт железнодорожной комиссии штата Техас... Там жители сами определяют уровень добычи нефти для корпораций! Говорят: а не много ли вы берёте из недр? А давайте-ка лучше сейчас купим недостающее, чем израсходуем запасы - и в будущем будем зависеть от импорта. Вот так рождаются тезисы энергетической безопасности. А ведь в США добывают всего 5% мировой нефти, а в Югре - 7%!

- Что мешает округу озадачиться этим же вопросом?

- Мы действительно никогда не ставили перед собой такой задачи. Качаем нефть, потом везём её куда?

- В Омск на переработку... Потом обратно.

- Верно. Но задачу-то надо ставить. Вот если бы власть сказала: 2% нефти перерабатываем на месте и оставляем в округе. Тогда мы бы забыли, что такое северный завоз! Надо выстраивать олигархов под нужды каждого района Югры. Отдайте две скважины на нужды региона - и себестоимость топлива здесь будет другой. И жители Свердловской области будут приезжать к нам за бензином с канистрами.

- Насколько актуален вопрос возможного слияния Югры с Тюменской областью?

- Не актуален ближайшие лет десять. Региональная экономика и тенденция развития России ставят другие задачи. Скорее создадут Московский столичный округ (уйдёт на это лет 5), чем объединят нашу матрёшку.

- Что нужно сделать, чтобы Югра слезла с сырьевой иглы?

- Нет стимулирующих программ, которые подтолкнули бы предпринимателей заняться нефтепереработкой или деревообработкой. Нонсенс: рубят берёзу, сосну и кедр в Берёзовских лесах, везут в Италию, там делают мебель - и продают нам. Нужны программы и законы. Паниковский говорил: "Пилите, Шура, пилите". А я говорю: "Пишите!" Депутаты должны стать законодателями. Умнеть надо быстрее - не кухарка управляет государством.

Смотрите также: