Дикорастущий бизнес

   
   

С фактом, что Югра - край дикоросов, спорить, пожалуй, никто не станет. Вот только до сих пор не могут наладить в округе их переработку. В Междуреченском завод до сих пор не работает, и когда с его конвейера сойдёт первая баночка с джемом, предсказать не берётся никто.

Джемами кормили весь Союз

А между тем, в п. Кондинском ещё в 30-х гг. успешно работал экстрактно-варочный завод и производство считалось передовым.

"Не только Сталин, но и Ежов имел к этому отношение, он тогда был наркомом пищевой промышленности. В 30-е годы комиссия правительства СССР сделала заключение, что ягод достаточно, чтобы построить завод по производству экстракта", - рассказывает Тамара Учайкина (в 80-90-е годы она работала директором комбината).

Завод вырос в мгновение ока. Продукция шла на весь Советский союз и даже заграницу... В годы войны Кондинский пищевой комбинат отправлял продукцию на фронт. В 50-е годы производство расширилось. Местной ягоды стало не хватать, её стали собирать по всему округу.

"Я ходил до Нижневартовска, до Сургута, до Берёзовского и Октябрьского районов, - вспоминает бывший капитан-судоводитель экстрактно-варочного завода Леонид Букаринов. - Туда вино увозил, а оттуда - ягоду". На заводе для перевозки сырья держали до сотни лошадей. Привозили ягоду с Ямала.

Нефтяная экспансия отразилась и на пищевой отрасли Кондинского района. Ягоды стало меньше, - на заводе стали выпекать хлеб и делать колбасу. Так он превратился в пищекомбинат. А антиалкогольная кампания сделала предприятие нерентабельным.

"Погубило завод то, что вино перестали вырабатывать, - считает Тамара Учайкина. - Вино закрывало все убытки. Если бы остался небольшой винный цех, ягодам бы применение нашлось и завод бы существовал".

Вторая жизнь завода

В начале 2000-х была предпринята ещё одна попытка возродить комбинат. "Когда я пришёл на пищекомбинат, - вспоминает бывший директор Андрей Чукомин, - там работали два сторожа. 20 млн рублей долгов висело. Вино и лимонад не выпускали, джемы не делали, колбасу тоже. Хлеб только на собственные нужды. Через полгода наладил и выпуск вина, и лимонада, и колбасу вернул. Три года Тюменская область с нашими джемами и вареньями ездила в Германию на выставки. Взяли три золотых медали! Александр Филипенко лично обещал контролировать предприятие. Но сверху пришёл приказ передать завод Тюменской компании и сменить директора".

Окружные власти отказались инвестировать средства в фактически незнакомых округу людей. Комбинат был продан.

"Это насмешка над предприятием, над людьми, которые вложили сюда свои жизни", - считает технолог, заведующая производством Валентина Иванова.

Сейчас от пищевого комбината остались только стены. Внутри - битые бутылки, да облупившийся кафель на стенах. А ягод и грибов в Кондинском районе не меньше, чем в старые годы. Чем встретит Югра новый урожай? Время подготовиться ещё есть.

Смотрите также: