В объективе - криминал

   
   

Семнадцатого апреля в России впервые отметили день ветеранов МВД и внутренних войск. Герой нашего интервью не доработал до пенсии всего пять месяцев. Он ушёл из системы МВД так же неожиданно, как и попал туда.

Юрия Гусева всегда сопровождали вспышки фотокамер, но сам он всегда оставался за кадром. Он всю жизнь влюблён в фотографию, но даже предположить не мог, что станет фотографом, и не простым... Много лет он служил экспертом-криминалистом Няганского ОВД.

Без права на ошибку

- Юрий, как вы пришли в эту профессию?

- Попал я в ОВД по воле случая. Было мне уже почти 30 лет. Я работал на автобазе механиком по выпуску, потом инженером. Позвали в ДПС. Я решился на этот шаг, честно говоря, не от хорошей жизни. Образование позволяло работать в ГАИ, квартиру обещали дать, но работа в этом подразделении мне очень не нравилась.

- Почему?

- Не нравилось цепляться к людям по мелочам, а приходилось. План по количеству пойманных нарушителей никто не отменял. Нас было всего трое инспекторов на весь посёлок Нях, города Нягань, как такового, ещё не было. Однажды мне выпало дежурить одному в ночь с 8 на 9 марта. Большинство водителей были в лёгком подпитии в честь праздника. Останавливал. Тех, кто был посговорчивее и не сопротивлялся, оставлял возле себя, проветрится немного, а тех, кто возражал, возил на освидетельствование. Ночь выдалась интересная. Не поверите, но те, что проветривались, начали мне помогать. Многие тогда даже не заподозрили, что "злодей-гаишник" только я, а все остальные нарушители.

- А как стали экспертом-криминалистом?

- Когда учился в четвёртом классе, мама купила мне фотоаппарат. "Заразил" меня этим делом сосед, у которого в погребе была оборудована комната для проявки фотографий. О моём увлечении знали многие, и когда в ОВД появилась свободная вакансия эксперта-криминалиста, её предложили мне. Полстраны исколесил, чтобы обучиться и получить допуск к работе. У экспертов ЭКО нет права на ошибку. Снял неправильно отпечаток - преступника сложнее найти.

- Говорят, чтобы поймать карманника, надо думать, как картамнник. Это так?

- Если ты не будешь думать как жулик, не будешь знать его психологию - никогда не просчитаешь все его возможные шаги. Кстати, в ментовской среде запросто приживаются тюремный жаргон, их понятия, песни, анекдоты. Криминал - это как отдельное государство, поэтому опера должны идти в ногу, что называется, со временем. Если что-то упустил, то получив какую-либо информацию можно просто не понять о чём речь.

Дело чести

- Почему ушли из органов?

- Я всегда был хорошим, а тут приходит из Хантов "ведро помоев" на наш отдел. Мы каждый год отправляли в Управление выборку экспертиз на рецензию. Там им давали оценку. Так пришёл ответ, что экспертизы неправильно сделаны и бездоказательны, хотя никаких прецедентов никогда ни на одной стадии расследования и в суде не было. Мы делали всё так, как нас учили. Кто виноват? Естественно, начальник ЭКО, то есть я. Потребовали объяснительную. Меня это взвинтило. Начальником тогда был господин Сидаш. Решив, что он вступится за меня и за отдел, я написал рапорт на увольнение. А Сидаш спросил, когда я хочу быть уволенным. Меня это разозлило ещё больше, и я сказал: "Уже после обеда!".Он подписал моё заявление и "сжёг" отдел. Позже выяснилось, что рецензии писал молодой специалист из Казахстана. Кто знает, как их там учили... Такие рецензии от него получили не только мы. Не доработал я до своего 45-летнего юбилея всего месяц и пять месяцев до ментовской пенсии. Жалко, конечно, что так по-глупому уволился, поддался эмоциям, но это было делом чести, если хотите.

- До этого были моменты, когда хотелось уйти?

- Конечно. Нужны железные нервы, чтобы там работать. Например, приезжаешь в квартиру, а там труп и надо у него отпечатки снять. А после смерти кожа человека становится жёсткой и экспертам приходится снимать её с мёртвых рук, как перчатки и надевать на свои, чтобы "откатать". Страшная картина, но работа есть работа. Был момент, когда я на работе жил неделю - некому было работать. Пахал, не разгибаясь, прерываясь на короткий сон. На мне даже носки сгнили - я пытался их снять, а они на нитки распускались.

- Как семья относилась к вашей работе?

- Смирились и поняли меня. Одна из моих дочерей работает в ОВД в уголовном розыске. Я не препятствовал. С мужиками работать легче, они всегда помогут. Вторая дочь работает в судебной системе.

- Сейчас какое место фотоаппарат занимает в вашей жизни?

- Это для меня самое главное, после семьи. Я работаю фотокорреспондентом, открыл студию. Но это уже не творчество, а способ жить достойно и не умереть с голоду. Мне бы хотелось вернуться в ту пору, когда я снимал всё подряд и наслаждался этим процессом, когда я снимал ради хорошего кадра с настоящими эмоциями...

Досье

Юрий Гусев родился в 1957 г. в с. Поломошное Кемеровской области. Окончил Омский автодорожный институт по специальности "Автомобиль и автомобильное хозяйство". В 1980 г. по распределению попал в посёлок Нях. В 1984 был принят на должность инспектора ДПС в ГАИ. Уволился из ОВД в 1991 году с должности начальника экспертно-криминалистического отдела в звании майора. Сейчас фотокорреспондент газеты "Вестник Приобья", открыл фотостудию. Женат. Вырастил двух дочерей.

Смотрите также: