"Сапожник без сапог" - примерно так можно охарактеризовать лесоперерабатывающую промышленность Югры. Вроде и леса кругом на сотни километров во все стороны, а попроси кого вспомнить, что из этого леса производится, так кроме деревянных поделок местных умельцев мало что людям на ум придёт. Разве что брус шпонированный вспомнят, но вот сказать, что из него построено - уж увольте...
База есть - а сбыта нет
В регионе создана достаточно серьёзная лесопромышленная база. Директор департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Евгений Платонов на пресс-конференции это подтвердил.
Каковы же состояние и перспективы лесопромышленного комплекса Югры? Почему непопулярно биотопливо? Где дома, построенные из хвалёного бруса? Куда уходят плиты, "слепленные" в родном отечестве?
По словам Евгения Платонова, в округе работают 8 крупных предприятий по глубокой переработке древесины. Югорская плитная промышленность, отмечающая в этом году 10-летие, включает в себя производство шпонированного бруса ЛВЛ и древесноволокнистых плит МДФ, а в конце прошлого года запустили в эксплуатацию и завод по выпуску древесностружечных плит (ДСП).
"В этом году предприятие выйдет на проектную мощность по переработке отходов древесины - 150 тысяч кубометров ДСП, а пока выпущено 30 тысяч, - рассказал Евгений Платонов. - Завод специально был построен для переработки отходов, накопившихся в Советском районе. В будущем завод наметил объём 265 тысяч кубометров в год. Есть возможности и для сборки мебели. Завод ДСП хорошо вписался в структуру Советского и Октябрьского районов. Рядом разместится завод по производству плит OSB мощностью 150 тысяч кубометров в год - такого предприятия в России пока нет. Завод смол, который должен быть рядом с плитным производством, тоже планируется к строительству, причём на средства инвесторов". Но основные задачи лесопромышленного комплекса в Югре - даже не строительство новых предприятий, - их и так достаточно в округе, - а загрузка имеющихся на полную мощность. Вот только лес постоянно растёт в цене, учитывая, что рубка, в основном, ведётся зимой, так как почти всё, что было в пределах транспортной доступности в тёплое время, вырублено.
Пролетели, как фанера...
Конечно, не всё, что спланировано, было сделано с умом. Какие-то заводы были банально построены не в том месте, где нужно. Нет смысла строить перерабатывающий завод вдалеке от сырьевой базы - но, тем не менее, деревоперерабатывающий завод в Нефтеюганске был построен именно по такому принципу: завод должен работать с сосной, но вокруг нет леса, пригодного для переработки, - лишь молодой кедр да осина. "Сургутмебель" тоже в невыгодном для себя географическом положении. При тех мощностях, что завод имеет, основной сложностью стал как раз вопрос загрузки этих самых мощностей: лесистость Сургутского района всего 23% - в основном болота да лесные гривки. Вот и приходится везти лес за 200-300 км при рентабельности в 150 км. Наценку за доставку производитель, разумеется, заботливо перекладывает на покупателя. Многострадальный "ЛВЛ-Югра", аналогов которому в России нет, очень долго занимался продвижением своей продукции. Но спрос упал - и завод остановился. Ситуация была бы парадоксальной - если бы не была хронической для лесопромышленного комплекса Югры: сначала строим, а потом думаем, кому это нужно.
За рубежом, особенно в США и Канаде, тот же шпонированный брус активно используется даже для производства мостов. У нас, чтобы загрузить имеющиеся мощности и не дать коллективу распасться, менеджмент предприятия принял решение перейти на производство хвойной фанеры.
Биоэнергетика - относительно новая для округа отрасль. Производство биотоплива в Югре осваивают 4 организации. ООО "Сургутмебель", к примеру, устанавливает котлы, работающие на пеллетах, продаёт тепловую энергию. Евродрова, топливные гранулы и древесные брикеты могли бы стать альтернативой и мазуту, и каменному углю, которые доставляются по северному завозу в отдалённые посёлки Берёзовского, Октябрьского и Белоярского районов. Вот только для использования дешёвого топлива нужны совсем не дешёвые котельные...
Тем не менее, все эти направления нашли отражение в окружной целевой программе по развитию лесопромышленного комплекса на 2011-2013 годы. Львиную долю мероприятий реализуют за счёт привлечённых инвестиций - около 1,5 млрд рублей. Средства бюджета Югры - свыше 300 миллионов рублей - пойдут на лесоустроительные работы, развитие сети лесовозных дорог, выплату субсидий для компенсации части затрат по уплате процентов по привлечённым кредитам.
"А во всём остальном у югорского ЛПК есть возможности быть надёжным, работо-и конкурентоспособным при ответственном подходе к делу и лучшем экономическом климате в стране", - резюмировал Евгений Платонов.
Смотрите также:
- Под Ханты-Мансийском презентовали инновационный тепличный комплекс →
- Доходное место? Округ продолжает развивать леспром →
- ...Кто зарабатывает больше всех в Югре? →