Нерыбная отрасль

   
   

Если сравнивать январь 2011 с январём 2010 года, то можно только порадоваться - рыбная отрасль Югры шагнула далеко вперёд. По крайней мере, в той её части, что касается рыбодобычи. Только в январе округ добыл 1,5 млн тонн рыбы.

Переработка не работает

Однако радоваться рано. Если говорить о выдаче специальных разрешений на вылов ценных пород рыбы - то взгляду предстаёт совсем другая картина. Руководители рыбных хозяйств Нижневартовского района жалуются, что заявленные коммерческие квоты ждать приходится по несколько месяцев.

"Очень долго выписывают разрешения, - говорит директор ООО "Национальное универсально-промысловое предприятие "Охтеурское" Борис Брезгин. - Если документы мы подаём в январе, то разрешение получаем где-то в середине апреля. А там и май на носу. С 1 по 31 мая действует майский запрет вылова нерестящейся рыбы. От пяти месяцев рыбной ловли в итоге - нулевой результат".

Но даже если бы предприятие, как в былые годы, выполняло план по добыче рыбы, всплыла бы проблема вторая - рыбопереработка. Изношенная техника, по сроку службы заходящая на второй круг, увеличение цены на энергоносители и нехватка морозильных камер промышленных объёмов не позволяют обрабатывать и хранить вылавливаемую рыбу. Вернее, позволяют, - но только её часть. А это уже напрямую влияет на рост задолженности предприятий рыбодобычи и рыбопереработки перед кредиторами. Да и рыбаки недовольны, когда в приёме рыбы им попросту отказывают.

Когда "заведётся" завод?

"Если бы нам даже разрешили ловить круглый год, мы бы всё равно не выловили столько, сколько нужно, - уверен промысловик Василий Кичигин. - Муксуна совсем мало стало - его на Обской губе браконьеры почти всего вылавливают, а до нас только сотая часть доходит, если не меньше. Да и экология не улучшается. Чем больше нефтяных вышек по берегам - тем меньше рыбы в реке. Раньше за месяц могли 20 тонн муксуна поймать, а теперь за год три тонны - проблема".

Ситуацию можно было бы поправить, если развязать руки националам, испокон веку ловившим рыбу и сдававшим её предприятию. Но аукционы выкинули из обоймы мелких частников, не имевших возможности победить по тем критериям, что были предложены государством. Сотрудники полиции тоже не дают спокойно выполнять квоты представителям коренных народов. Зачастую они штрафуют националов как браконьеров, хотя по закону аборигены могут ловить столько рыбы, сколько им нужно для ведения хозяйства и сохранения традиционного уклада жизни.

Рыборазводный завод, который обошёлся округу в 1,5 млрд рублей и простаивает до сих пор, мог хотя бы частично восполнить поголовье рыбы в Югре. Но для запуска завода нужно ещё 400 млн. Власти убеждают, что завод всё же запустят. Вот только не станет ли по-настоящему золотой та самая рыбка для Ханты-Мансийского автономного округа?

Смотрите также: