Пленэр на краю земли

   
   

В Ханты-Мансийске отчётной выставкой в Доме-музее народного художника СССР Владимира Игошева завершился 2-й международный пленэр "ART-UGRA 2011". Он был организован Департаментом культуры Югры и Государственным художественным музеем.

Вернисажу предшествовала 10-дневная поездка художников по Берёзовскому району и четырёхдневная доработка пленэрных этюдов в мастерских.

Работа на воздухе

Пленэр в переводе с французского - "работа на воздухе". Несмотря на явно заграничное происхождение, именно пленэр называют феноменом современного русского искусства, а пейзаж - одним из самых востребованных живописных жанров. Действительно, в природе черпало своё вдохновение не одно поколение российских мастеров кисти. Запечатлеть на холстах и бумаге природу Югры во второй раз было предложено участникам международного пленэра. Почти три десятка художников из России, Франции и Чехии отправились из Ханты-Мансийска в один из самых отдалённых и малоизвестных художественному миру районов - Берёзовский.

"Пленэр, полный эстрима" - такое мнение высказали все без исключения участники форума. Посудите сами: художникам пришлось не только преодолеть расстояние более чем в тысячу километров, но и воспользоваться всеми видами транспорта. От Ханты-Мансийска до Берёзово добирались на речном трамвайчике, от Берёзово до Саранпауля - на вертолёте и самолёте Ан-2, от Саранпауля до гор Приполярного Урала - на вахтовых "уралах", включая переправы в брод и на паромах. Причём путешествовали не на легке, а с этюдниками, красками, рюкзаками и чемоданами. Багажа было столько, что в аэропорту Берёзово из-за перегрузки самолёта пришлось оставить часть поклажи для следующего рейса. Но никто из художников не пожалел, что поехал на край земли.

Стахановцы пленэра

На подлёте к Саранпаулю художники не могли оторваться от иллюминаторов - завораживали бескрайние безлюдные просторы севера и их палитра. Осенняя тайга пылала своим многоцветьем. Увы, в вертолёте и в самолёте художникам пришлось ограничиться только фотографированием - калейдоскоп меняющихся пейзажей с высоты невозможно запечатлеть на холсте. Но то, какие картины припасли живописцам, графикам и акварилистам горы Приполярного Урала, превзошли все их ожидания. "Не просто красиво. Безумно красиво! Север - это буйство цвета. Он - лучшее место для живописцев", - не скрывала своих эмоций художник из Кургана Ольга Луцко.

А вот впечатления ханты-мансийского художника, директора Государственного художественного музея Светланы Зониной: "В какой-то момент захотелось просто выбросить все краски. Они выглядели блёклыми. Природа оказалась значительно богаче и ярче! Немного позавидовала фотографам - фотографии были ближе к реальности".

Горы Приполярного Урала разрушили некоторые стереотипы, которые существуют у художников. "Обычно снег изображают белыми, серыми или сине-голубыми красками - говорит Ольга Луцко. - Но я видела своими глазами розовый снег! И я не смогла удержаться, чтобы его не запечатлеть. Одну из своих акварельных работ я так и назвала - "Розовый снег".

Кстати, Ольгу Витальевну за то количество работ, которые она создала, коллеги в шутку назвали стахановцем пленэра. Жаль, что на итоговой выставке зрители смогли увидеть всего несколько её работ. Таковы условия пленэра - для итогового вернисажа жюри, которое возглавлял заслуженный художник России из Ногинска Виктор Орлов, отбирало только самое лучшее.

Упрямая Нёр-ойка

Художник из Иркутска Павел Авенариус удивлял не только своей работоспособностью. Человек уже далеко не молодой, стоически перенёс все трудности переездов. Когда он работал в Берёзово, Саранпауле и деревне Щекурья, рядом с ним всегда было много людей - и детей, и взрослых. Он успевал не только отвечать на их весьма неожиданные вопросы, но и читал стихи, даже пел. Работы Павла Авенариуса, выполненные маслом в реалистичной манере, одни из лучших на пленэре-2011. Тюменец Александр Почежерцев специализируется на графике, а художник из Нягани Мунир Зайнуллин на этот раз сменил карандаш на краски. Особенно соблазнили его цветом горы, а берёзовские пейзажи самое время выставлять в местном историко-краеведческом музее. Кстати, сотрудники музея мечтают, чтобы его фонды пополнились новыми работами художников. Пока же живописная коллекция музея Берёзово представлена в основном произведениями Митрофана Тебетева.

Художница из Парижа Ольга Клэр пишет в абстрактной манере. Казалось бы, зачем ей пленэр? "Мне нужны впечатления, - говорит она. - Без них на холсте ничего не родится!" А впечатлений у Ольги было предостаточно. В Саранпауле её восхитили фольклорные коллективы коми-зырян и воспитанники школы искусств, занимающиеся у Дмитрия Агеева. В деревне Щекурья - семья Вьюткиных и самодеятельный фольклорный мансийский ансамбль "Эргин сим" ("Поющее сердце"). В восторге она от поездки в горы и от знакомства с художниками из России.

Новосибирец Михаил Лямкин, художники из Суздали, Магнитогорска и Сургута Алексей Весёлкин, Наталья Кожевникова, Рашит Сафиулин и Александр Александров четыре года назад участвовали в пленэре "ART-UGRA 2007". И очень обрадовались, что оргкомитет снова пригласил их. "В 2011 г. Магнитогорскому отделению Союза художников России исполняется 75 лет, - рассказывает Рашит Сафиулин. - К этому событию будет приурочена юбилейная выставка. Одну работу к ней я уже приготовил. Думаю, после пленэра сделать серию работ с Уральскими горами. Они меня поразили своей монументальностью, графичностью и живописностью. Приполярный Урал - моя давняя мечта".

К сожалению, погода в горах не баловала художников. Гора Нёр-ойка так полностью и не показала свою вершину, лишь слегка выглянула из-за туч, а в день отъезда и вовсе лил дождь. Зато, как будто извиняясь, погода компенсировала теплом и солнцем дни пребывания участников пленэра в Саранпауле и в Щекурье. Маленькая мансийская деревня вызвала настоящий восторг у художников. Многие сожалели, что провели в ней лишь несколько часов.

Третий Международный пленэр "ART-UGRA", согласно окружной целевой программы "Культура Югры" состоится в 2013 г.

Смотрите также: