С 1 сентября вступил в силу Федеральный закон "О такси". Пассажиры ждали его, надеясь на то, что поездки в авто с шашечками станут, как минимум, безопасными, ведь теперь таксисты должны получать специальные разрешения на перевозку пассажиров и раз в полгода проходить техосмотр автомобилей. Закону уже два месяца, а югорские таксисты исполнять его не торопятся...
Предприниматель поневоле?
"Ехала я в такси. Машина заглохла прямо во время движения. В нас чуть не врезался другой автомобиль. Было очень страшно, - рассказывает клиент такси Валерия Воробьёва.- Последнее время я прошу водителей показать разрешение на перевозку пассажиров. Пока никто не показал..." С начала сентября в Югре разрешения получили лишь 82 водителя. А ведь лишь в одной службе такси бывает до ста автомобилей. Пока нарушителей не штрафуют - законотворцы дали на оформление документов время до 1 января 2012 года. Потом отсутствие необходимого документа обойдётся извозчику в 5 тыс. рублей.
"Думаю, все пойдут оформляться ближе к декабрю. Есть надежда, что закон отложат ещё на год: в нём много недоработок. Много условий, которые сложно соблюсти", - считает директор службы такси Нижневартовска Светлана Гелимова.
Вот одно из таких условий: если таксист работает самостоятельно, он обязан зарегестрироваться в качестве предпринимателя и платить налоги. Автомобиль необходимо оформить в собственность - даже по генеральной доверенности таксовать нельзя. "У нас сейчас-то в пик развоза машин не хватает, а что будет дальше? - задаёт вопрос таксист Александр Матещук, и сам же отвечает. - Их станет ещё меньше. Мало кто хочет становиться частником". Это значит, что гражданам придётся дольше ждать машину. Вырастут и цены за проезд.
И в пир, и в мир
Каждую машину необходимо оборудовать спецсигналом (фонарём на крыше), по бокам должна быть цветографическая схема (шашечки), внутри - таксометр (счётчик). Кстати, самый скромный стоит от 6 тыс. рублей. Эти перевоплощения тоже вызывают возмущение у таксистов "У нас в семье один автомобиль. На нём и в мир, и в пир. Зачем сыну фонарь на крыше и шашечки, когда он невесту в театр везёт...", - возмущается водитель Савелий Лобов. Вот и не бегут югорские водилы за разрешениями.
Но даже если извозчик выполнит все требования, контролировать его будет сложно, ведь после оформления ИП он попадёт под крыло закона о защите прав предпринимателей (это же касается и единых служб такси). "Проверку можно будет провести через год после получения разрешения. И контрольные - не чаще раза в год", - объясняет начальник отделения технадзора УГИБДД УМВД по Югре Вадим Горбунов. Нет пока ответа и на вопрос: что делать с "бомбилами"? Доказать, что кто-то из них таксует, а не просто подвозит попутчика, почти невозможно. А значит, нет и ответственности за пассажиров - в случае аварии спросить будет не с кого.