Я помню Геннадия Райшева в иных временах и обстоятельствах. Ещё в другой стране, которая называлась СССР, мы долго беседовали в ДК "Автомобилист", который потом снова стал храмом Животворящей Троицы, в Екатеринбурге. Потом я внимательно следил за его работами, покупал его альбомы - и дарил своим знакомым - как живое и светлое художественное явление.
Его живопись потрясающе ритмична и музыкальна. Всемирно известный дирижёр Валерий Гергиев говорит об этом открытым текстом. После интервью, художник на моих глазах двумя штрихами нарисовал на листе бумаги лебедя - это было его поздравлением к 80-летию Родины -Югры.
Возвращение на родину
- Когда-то, лет 20 назад, когда вы ещё жили в Карпинске и не были седым, мы с вами общались. Мастерской у вас не было - и вы писали картины в гараже...
- Было такое.
- Что с тех пор изменилось?
- Многое. Меня пригласил губернатор Югры Александр Филипенко в 1996 году. И я приехал на свою родину. Это село Сивохребт, недалеко от Ханты-Мансийска, километров сто с небольшим. Дали мне мастерскую, я стал работать... Потом, когда образовалась галерея Фонда поколений, мне дали галерею-мастерскую. Это госучреждение, здесь я служу. Одновременно я занимаюсь тем, чем занимался раньше. У меня могут взять работы, тогда я становлюсь обеспеченным. И в то же время я могу быть свободным художником. Все работы, естественно, останутся здесь. Нет никакого смысла их копить, куда-то отдавать... Это как книга, которую пишешь. Все листы должны сохраняться.
- Всемирно известные дирижёр Гергиев и художник Шемякин считают вас гениальным и полагают, что ваши работы должны быть в Третьяковке.
- Две мои работы в Третьяковке есть - они уже в тамошних музейных фондах. Я не претендую, чтобы мои работы были непременно в крупных музеях. Вот в Барнаульском музее, когда стали делать дни Шукшина, мои работы совпали с шукшинской прозой - и этот момент оказался очень приятен. Через писателей, через художников эпоха может отразиться.
Человек угро-финской ойкумены
- Для отечественного угро-финского мира вы, по большому счёту, художник знаковый. А как вас воспринимают в других угро-финских территориях и странах - в Финляндии, Эстонии, Венгрии?
- Думаю, что неплохо. Какие-то совпадения, связанные с мировосприятием мира и человека в угро-финском мире идут постоянно. Именно по мировосприятию и мироощущению. Генетические состояния у нас общие. Природа и язычество друг друга подкрепляют. Здесь идея одна - гармоническое состояние и вспоможение.
- Ваши немного смазанные, чуть стаффажные фигурки - это и есть обращение к корневым основам?
- Я бы о смазанности по-другому сказал. Это художественное обобщение. Мы ведь на природу смотрим через время и расстояние. Где-то эти обобщения связаны с рисунками наскальной живописи, где-то с импрессионизмом и экспрессионизмом. Средства живописи ведь достаточно ограниченные. Есть точка. Есть несколько точек, пунктир. Соединение точек воедино даёт линию...
- Возвращаетесь ли вы через эту обобщённость к праязыку художника - к тем приёмам, которые когда-то давали наскальную живопись?
- Для меня это не приёмы, а способ мышления. Древние художники не занимались изображением натуры, они рисовали по своим воспоминаниям.
- На пленэр не выходили.
- Да, не выходили. Они выходили с копьём и у них были другие задачи. Они рисовали по памяти. А память всегда обобщает. Лишнее и ненужное убирается. В результате в наскальной живописи очень много ритма. А ритм - это уже музыка.
Художник быстрой кисти
- Вы ханты. Своеобразный, живой художественный символ Югры. Что вам дало возвращение на Родину?
- Сегодня я делаю то, что не делал вчера. Я много поработал. И не потому, что я такой трудолюбивый человек. Есть особое состояние, которое не даёт возможности останавливаться. Внутренняя динамика и образы не дают покоя. Чтобы от них освободиться, я должен работать. И моё психическое состояние во многом зависит от того, буду я работать, или нет.
- Художником движет кисть?
- Да. Художником движет то, чего мы даже не знаем. Состояние удивления. Удивления миром. Оно ежедневно. Может, я не совсем нормальный человек, потому что как удивился один раз в детстве, так и не могу до сих пор от этого освободиться.
- Мы на днях отметили 80-летие округа. Что можете сказать о своей родине?
- Я бы хотел, чтобы природа и наши деяния были гармоничными. Это самое главное. Если мы и природа будем в гармонии, состояние людей будет правильным. Дисгармония всегда ведёт к разрушении. Я надеюсь, у нас хватит разума, чтобы выдержать баланс. Может, мы когда-нибудь найдём другие источники энергии - и перестанем так мучить землю, на которой живём. Удобство для человека ещё не означает удобства для природы. В Финляндии потравили комаров - и сразу птиц не стало, и рыба стала похуже. Зато туристы готовы ходить в шортах. А я предпочитаю, чтобы меня комары кусали. Я творю там, где мой дом, где моя речка, где моё небо. Небу принадлежит всё... И ты находишься на своём месте на Земле, на малой родине - и в некотором роде ответственен за всю землю. И я отсюда наблюдаю звёзды. С этого места.
- Что для вас значит Александр Филипенко? Его решение - пригласить вас в Югру в 1996-м? У меня такое чувство, что вы люди внутренне близкие.
- Это удивительный человек. Он руководил очень серьёзной территорией, но при этом был не технократом, а гуманитарием. Он многое сделал для югорской культуры. Мы за многое ему должны быть благодарны. Он гуманитарный человек. Это редкое совпадение, когда крупный руководитель может мыслить категориями духа и культуры. Порой думаешь, что это вообще исключение из правил.
- Вы счастливы сегодня?
- В бытовом и человеческом плане у меня много несчастий. А если говорить о творчестве - да, у меня есть возможность проявить себя, свои внутренние видения и состояния. В этом смысле я могу считать, что нахожусь в благополучном состоянии. Да, шедевров я не делаю, потому что пишу быстро и на картоне - мало использую холсты. Зато у меня есть возможность большей самореализации. Каждый день я стараюсь писать по две небольшие работы. Вообще я всю жизнь пишу одну картину. Всё время работаю кисточкой, как дирижёр. Мне нельзя останавливаться. Если остановлюсь - музыка прекратится...
- Вы художник быстрой кисти?
- Да, это так.
- Вы яркий, солнечный, в тёплых тонах. С чем это связано? Уральские, северные художники, как правило, темноваты.
- Я из тёмной цветовой гаммы шёл к свету. Космос надо писать от светлого к тёмному, а не от тёмного к светлому. Надо вернуться к земле, к свету и к солнцу. Но иногда я делаю картинки, связанные с "плохой погодой" в государстве. Она то наступает, то отступает, то гуманисты, то автократы приходят к власти, а страдает всегда народ. Всегда чувствуешь себя незащищённым.
- Ваше художественное кредо?
- Следуй своим ощущениям, следуй своей природе, будь зеркалом. Тогда будет гармония. Я, по сути, не рисую. Я следую за ритмом. И работы мои не столько живопись, сколько музыка...
Досье
Геннадий Райшев родился по разным данным в 1934 - 1933 году в с. Сивохребт Ханты-Мансийского автономного округа. В 1959 г окончил филологический и художественно-графический факульты Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена. Посещал натурные классы Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Живописец, график с мировым именем. Заслуженный деятель культуры Югры, лауреат премии "Звезда Утренней Зари", почётный гражданин г. Карпинска, ХМАО - Югры, член-корреспондент Академии художеств России.
Смотрите также:
- Скульптор Никола Янчак: "В Сургуте нужно поставить памятник коровам" →
- Может ли быть успешным человек с белой тростью? →
- Дядя Свечкин из Урая →