"Почему Никола? Я родом с Карпат, моя матушка всегда называла меня Никола. А теперь и друзья. Мне очень приятно это слышать. 30 лет живу в Сургуте, как-то так и повелось..." - говорит скульптор.
Вишневская выбрала Янчака
- Никола, говорят, Вы живёте "на два дома"?
- Точнее сказать - на два Союза художников. Я родом с Карпат. Живу в Сургуте, в Киеве у меня мастерская. Получил её, будучи членом молодёжного Союза художников Украины, когда учился в Национальной Академии искусств по классу скульптуры. Теперь, чтобы не потерять эту мастерскую, я обязан два раза в год выезжать туда с выставками, новыми работами.
- Теперь у Вас появилась творческая мастерская и в Сургуте. Как планируете "обживать"?
- Хотелось бы создать музей скульптуры. Пока в округе такого нет... К осени надеюсь закончить обустройство и открыть здесь художественную школу с направлением "рисунок, анатомия и лепка". Никто этим тоже пока в наших краях не занимается. Я уже начал макеты покупать - муляжи яблок, дынь... Со всеми, у кого будет желание, независимо от возраста, с удовольствием буду заниматься.
- А какой из проектов вам особенно запомнился, над чем работаете сейчас?
- В марте в центре оперного пения имени Галины Вишневской проводился конкурс на создание памятника Мстиславу Растроповичу. В Мегионе одну из улиц назвали его именем и как раз там и будет установлен этот памятник. В конкурсе участвовали 8 российских скульпторов, в том числе Зураб Церетелли. Галина Вишневская лично сделала свой выбор. Остановилась на моём варианте. Попросила только опустить подбородок Растроповича, потому что он никогда не был высокомерен. Сейчас в Сургуте 5 работ находятся в стадии ожидания поступления средств. Есть "долгоиграющие" проекты. Например, сургутское казачество хочет поставить памятник Ермаку, но пока тоже нет денег.
Вообще, скульптура - удовольствие дорогое.
- И сколько стоит сегодня это удовольствие?
- В среднем, фигура человека в натуральную величину - это где-то полтора-два миллиона рублей. Вылепить фигуру в натуральную величину - 600 тысяч. Это цены, которые приняты официально в России согласно установленному стандарту.
Головы не в моде
- А скульпторы нынче востребованы?
- Местные администрации не слишком "больны" патриотизмом. Знаете, что поразило меня в Ханты-Мансийске? Скульптурная композиция мамонтов! 40 тонн бронзы по 1 200 рублей за килограмм! Посчитайте! А ведь это не тонкая портретная психологическая работа! Я думаю, можно было бы собрать скульпторов нашего округа, привлечь их к этой работе и потом гордиться тем, что именно югорские скульпторы создали этот шедевр! А ведь даже конкурс не объявили, просто отдали заказ москвичам.
- А какая, на Ваш взгляд, скульптура нужна сегодня молодому северному городу?
- При социализме модно было памятники Ленину, Дзержинскому cтавить, я 42 головы поставил! В школе посёлка Кедровый до сих пор голова Ленина хранится, они её уже списали. Заберу к себе в музей.
Сегодня, думаю, нужны не многомиллионные затраты, которые будут символизировать богатство северного "Кувейта", а вот... коровы, например! Я когда в Сургут приехал, очень удивился, что коровы гуляют по городу. Они любили пастись в районе местной администрации. Так вот на перекрёстке все машины останавливались и ждали, когда они потихоньку пройдут. Мне так это понравилось, такая связь: старого провинциального и нового, нефтяного города!
- И где, по-вашему, они лучше всего будут смотреться?
- А как раз на том месте, где они гуляли: на перекрёстке между Сургутской администрацией и университетом. Как будто стоят они возле перехода и ждут, как дорогу перейти, именно так. Старожилам эта память будет очень дорога.
Искренность и обнажённая натура
- У Вас много женских скульптур...
- Нравится мне лепить обнажённую натуру, но... Сургут как-то не приемлет такого пока. Может не готов... Не хватает разнообразия. Подавляющее большинство скульптур - классические работы. А я вот Венеру Милосскую вылепил - она у меня сидит. Все спрашивают - почему сидит? А я говорю - устала стоять за столько веков.
Самое совершенное в природе - это женское тело. Красивее ничего нету. А самые красивые женщины - те, которые на сносях. У них внутреннее свечение видно. И такое впечатление, как будто нимб над головой светится.
- Что Вы цените в жизни, а чего не приемлете?
- Ценю прежде всего время. В человеке - пунктуальность и ответственность за данное слово. Не приемлю фальши, лжи, а для художника - неискренности.
- Художник - очень хрупкое душевное существо. Когда бывает, руки опускаются, что Вы делаете?
- Иду в мастерскую и начинаю работать. Работа успокаивает. Ещё общаюсь с детьми, пытаюсь выбраться с ними куда-нибудь. Когда видишь их лица - знаешь, ради кого жить.
- Расскажите о семье?
- Дочь Олеся - ведущая актриса Сургутского музыкально-драматического театра. Я считаю - удачно выбрала профессию. Это очень важно - быть в профессии, которая не надоедает.
У меня пять братьев было, все умерли, я последний в роду. Когда наследника ещё не было, мы с Лесей договорились, что она будет носить мою фамилию, когда замуж выйдет. Никита уже 13 лет назад родился, а она фамилию так и не меняет, хотя счастлива в браке.
Сына потихоньку приучаю к художественному ремеслу.
- Когда Вы лепите скульптуру, о чём думаете?
- Хочется внести в образ что-то новое, быть современным, угодить даже где-то современной молодёжи, привнести своё видение, чтобы они моими глазами увидели современный мир, ну и, может быть, стали чуточку лучше, чище, добрее... Художник - это ведь не профессия, это состояние души. Нужно только найти, поймать и прочувствовать это состояние...
Досье
Никола Янчак - cкульптор, член Союза художников России, Почётный член Национальной Академии искусств Украины. Его работами любуются в Голландии, Польше, Белоруссии, на родине стоит памятник Тарасу Шевченко, сделанный по эскизу мастера.
В апреле этого года на Всемирном Симпозиуме скульптуры в Италии его работа "Модель" получила Гран-При. Теперь эта скульптура - собственность Миланского музея современного искусства.