Сразу в нескольких муниципалитетах Югры проходит обновление автопарка для пассажирских перевозок. Так, в окружную столицу поступил 31 новый автобус. На первый взгляд, новость отличная. Но по факту оказалось, что Ханты-Мансийск не совсем готов к такой модернизации.
Отличие метана от дизеля
Совсем скоро на линии выйдут современные автобусы большой вместимости. Это снимет проблему дефицита общественного транспорта в югорской столице.
Новые машины изготовлены в северном исполнении и в соответствии с современными экологическими требованиями, то есть работают на метане. Прежние автобусы были дизельными. Возникает проблема – отсутствие в городе инфраструктуры для заправки и обслуживания газомоторной техники. Для одной заправки 30 автобусов потребуется около 10 тонн метана. И это каждый день! А суммарное время для закачки газа в баллоны составит не менее 6 часов.
О том, что переход общественного транспорта с одного вида топлива на другой не такой простой вопрос, говорит опыт освоения газомоторной техники автопредприятиями Санкт-Петербурга. В Северной столице более 10 лет курсируют автобусы на метане, сейчас их около трёхсот. Но подготовка их к вводу в эксплуатацию велась почти пять лет.
«Мы начали с обучения. Заправка, обслуживание и эксплуатация газовых автобусов идёт не так, как у дизельных. Обучили водителей, слесарей, механиков и инженерно-технических работников. Все сдавали экзамены в Ростехнадзоре. Кроме того, надо было оснастить сам парк, в первую очередь установить течеискатели. При выезде все машины проверяются на безопасность эксплуатации. Ремонтную зону оснастили датчиками довзрывной концентрации метана, поставили дополнительную систему пожаротушения, вентиляции, аварийного открывания ворот. То же самое сделали на мойке», — рассказал ugra.aif.ru советник генерального директора по техническим вопросам СПб ГУП «ПассажирАвтотранс» Сергей Маевский.
Кадровый вопрос
В настоящее время ведётся работа по закупке газомоторного топлива, прохождению техосмотра в специализированной организации, которой в Ханты-Мансийске нет. Все вопросы держит на личном контроле глава города Максим Ряшин. Конкретные сроки начала перевозок новыми автобусами пока не называют.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Сергей Костомаров, инженер, специалист по транспортной безопасности:
— Порядок ведения учёта наполнения топливных ёмкостей автотранспортных средств на автозаправочных станциях, который устанавливается нормативными правовыми документами, предусматривает дополнительные требования к наличию у водителей газобаллонных автомобилей документов, подтверждающих прохождение специальной подготовки.
Водители газобаллонных автомобилей, к эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту которых предъявляются дополнительные требования безопасности, допускаются к самостоятельной работе только после обучения, что подтверждается соответствующими документами об образовании и о квалификации».
КОММЕНТАРИЙ
Сергей Смирных, начальник управления Департамента дорожного хозяйства и транспорта ХМАО-Югры:
— В следующем году мы будем решать вопрос о строительстве заправки — АГНКС (автомобильная газонаполнительная компрессорная станция) при поддержке окружного и федерального финансирования. Транспортную систему растущего города невозможно сразу сделать идеальной. Однако всё должно быть чётко распланировано. Нельзя надеяться на авось, что проблем не будет».