Аргументы и Факты
ugra.aif.ru
16+
Югра
Аргументы и Факты
ugra.aif.ru
16+
Югра
Примерное время чтения: 6 минут
120

Маршруты особой важности. Кто и как в Югре организует перевозки школьников

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 34. АиФ-Югра 20/08/2025
Людмила Габова / АиФ

Новый учебный год для школьников Берёзовского района будет особенным: в районе начнет курсировать сразу восемь новеньких школьных автобусов. Часть уже на месте, остальные в пути. Проблемы с доставкой школьников к месту учёбы будут решены. Или нет?  

Проблемный подарок

Раньше с доставкой детей в школу и обратно были проблемы. В райцентре, к примеру, запускали пассажирский маршрут № 2 с привязкой графика движения к школьному расписанию. В посёлках дети на учёбу добирались в основном пешим порядком – в утренней темени, по трескучему морозу и высоким снегам.

«Автобусы, которые к нам поступили, будут работать в посёлке Игрим и райцентре Берёзово, а также направлены в Саранпаульскую и Хулимсунтскую средние школы. Будем доставлять детей для участия в мероприятиях, спортивных состязаниях, интеллектуальных конкурсах «Ученик года». Есть также много других направлений, которые мы реализуем в сфере образования», – рассказала председатель комитета образования администрации Берёзовского района Вероника Чекмазова.

Радость педагогов района от появления в школах автобусов совмещается с кучей приобретённых проблем: где хранить, кого посадить за руль, как организовать раз в полгода прохождение технического и ежедневного медицинского освидетельствования? Это только часть вопросов, решение которых ляжет на директоров школ.

По данным управления ГИБДД по ХМАО-Югре, в предстоящем учебном году для подвоза детей к образовательным организациям на территории округа планируется задействовать 110 школьных автобусов. Школ в округе 356, так что автобусы есть не у всех, и те, кто пока не удостоился счастья иметь свой транспорт, будут обращаться за услугами по фрахту к сторонним организациям – именно сейчас проходят конкурсы по выбору подрядных организаций.

Приплюсуем к числу участников госзакупок спортивные, музыкальные и прочие школы, которые работают в системе дополнительного образования, детские общественные, экологические и прочие организации, чтобы понять – масштаб организованных перевозок детей в Югре поистине огромен.

После трагедии

«Никогда не пользуюсь автобусом для дальних поездок. Только представлю, как автобус летит по двухполосной дороге, гололёду, ночью при фарах, сразу вспоминаю команду детей, погибших в декабре 2016 года на трассе Ханты-Мансийск – Нефтеюганск. У меня двое сыновей, оба спортсмены. Всегда с содроганием отпускаю их на соревнования и стараюсь проводить, смотрю, какой автобус, какой водитель, кто с ними едет. Они всегда звонят, как приедут: добрались, всё нормально», – поделилась озабоченностью Людмила Феликсова из Нефтеюганска.

4 декабря 2016 года в Югре произошла трагедия. На 926-м километре автодороги Тюмень – Ханты-Мансийск столкнулись пассажирский автобус и грузовик с прицепом. В автобусе находилось три десятка детей – команда юниоров возвращалась в Нефтеюганск из Ханты-Мансийска с соревнований по спортивной акробатике. В ДТП погибли десять детей и двое их тренеров.

Эта трагедия привлекла внимание федеральных властей, были задействованы все ресурсы для оказания помощи пострадавшим. К расследованию инцидента подключились сотрудники СК России. Было возбуждено несколько уголовных дел, в дальнейшем суд определил каждому из виновных меру наказания.

В целях повышения безопасности организованных перевозок детей были внесены существенные изменения в федеральные и региональные профильные нормативные акты.

«До начала учебного года сотрудниками Госавтоинспекции в обязательном порядке осуществляется проверка технического состояния автобусов, наличия необходимой документации, сведений о прохождении технического осмотра. Осуществляется проверка водителей автобусов, которые будут задействованы при школьной перевозке детей: наличие у них соответствующего водительского удостоверения, отсутствие сведений о лишении права на управление транспортными средствами. По результатам данных мероприятий формируется реестр школьных автобусов, который в последующем используется в течение всего учебного года, например для повторных проверок при истечении срока действия какого-либо документа», – пояснил врио начальника Управления Госавтоинспекции УМВД России по ХМАО-Югре Сергей Гурецкий.

Контроль за движением школьных автобусов осуществляется сотрудниками Госавтоинспекции при надзоре за дорожным движением. Кроме того, в каждом образовательном учреждении или транспортной организации в обязательном порядке назначено должностное лицо, которое перед выпуском на линию автобуса проверяет его техническое состояние, а также наличие необходимых документов у водителя, в том числе прохождение предрейсового медицинского осмотра.

Сейчас число официальных школьных автобусов в Югре, не считая зафрахтованных, сравнимо с автопарком городского транспорта Сургута. Какой-либо сводной информации о маршрутах движения школьных автобусов, ремонтной базе, затратах на эксплуатацию и прочей, и прочей найти не удалось.

P.S.

В Якутии уже как легенду рассказывают случай конца 80-х годов, когда автобус с двумя десятками пассажиров-школьников в темноте полярной ночи сломался на зимнике в двух сотнях километров от посёлка Сангар. О ГЛОНАСС тогда понятия не имели. Водитель, чтобы обогреть и спасти детей, сжёг все колеса, резиновые коврики и сиденья из автобуса. Когда догорала последняя покрышка, из посёлка пришли автомобили со встревоженными родителями. Молодого водителя, он тогда недавно уволился в запас из армии, звали Анатолий Фазлыев. В отношении него возбудили уголовное дело за порчу имущества, которое вскоре закрыли и даже выдали герою премию на работе.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Иван Цуриков, директор ГКУ Калужской области «Школьный автобус»:

 – Наше предприятие – единственное в России, которое централизованно осуществляет школьные перевозки. Работаем с 2002 года, обеспечиваем перевозку школьников в муниципальных образованиях области, осуществляем закупку и полное содержание автобусов, включая техническое обслуживание и ремонт, наём на работу и выплату заработной платы водителям.

В настоящее время мы являемся одним из самых крупных транспортных предприятий Калужской области. Численный состав учреждения – 370 сотрудников. Из них водителей 292 человека, ремонтники и МОП – 26 человек. На подвозе детей по 282 маршрутам занято 262 водителя, в том числе 3 подменных в муниципальных районах, и 4 подменных водителя находятся на базе и готовы в случае необходимости отправиться в любой район области.

Ежедневно перевозится 12 297 учащихся. Сторонние организации на так называемый фрахт для перевозки детей не привлекаются – нам поступает заявка от образовательного учреждения, и мы её выполняем. Ремонт автобусов осуществляем в Калуге, на время ремонта предоставляем другой автобус для перевозок. Финансирование осуществляется из бюджета Калужской области.

Ежедневный суммарный пробег автобусов составляет 32 653 км. В 2024 году за счёт средств федерального бюджета в ГКУ КО «Школьный автобус» поступило 30 новых автобусов.

С апреля 2004 года на предприятии введена в действие система спутниковой навигации, позволяющая обеспечивать голосовую и видеосвязь с водителем автобуса, круглосуточный контроль за местонахождением автобусов, в режиме реального времени определять скорость движения ТС, отклонение ТС от маршрута и графика движения.

СПРАВКА

Водителем автобуса может стать гражданин, имеющий право на управление транспортным средством категории D и имеющий стаж работы в качестве водителя автобуса не менее 1 года из последних 2 лет, а также не привлекавшийся в течение 1 года к административной ответственности в виде лишения права на управление или административного ареста.

При организованной перевозке групп детей автобус может быть любого цвета, должен иметь только опознавательный знак «Перевозка детей» и быть оборудован маячком жёлтого цвета. Вместе с тем организованные перевозки можно осуществлять и на школьном автобусе, так как он соответствует предъявляемым требованиям по безопасности. Пристёгивание детей в автобусе обязательно должно быть контролируемым – в салоне должен быть «старший по ремням».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах