Герард Фридрих Миллер (1705–1783) – историк и археограф. С 1731 г. – член Петербургской Академии наук. Родился в г. Герфорде (Германия), но всего лишь 20-летним юношей в 1725 г. приехал в Россию, где и прожил большую часть своей жизни. Он внёс большой вклад в становление исторической науки России, а среди историков этот незаурядного ума и огромной работоспособности исследователь получил титул «отца сибирской истории».
Г.Ф. Миллер участвовал в работе академического отряда Второй Камчатской экспедиции. Во время своего 10-летнего (1733–1743 гг.) путешествия по Сибири он посетил почти все крупные населённые пункты Урала и Сибири, в архивах которых собрал огромное количество исторических документов – подлинников и копий. Многие из них оказались буквально спасёнными для науки, поскольку небрежность в хранении архивных документов были и остаются реалиями российской жизни, а частые пожары в деревянных сибирских городках не раз и не два уничтожали местные архивы подчистую. Этот массив исторических источников (среди историков и архивистов известный как «портфели Миллера») вот уже два с половиной века служит для исследователей неиссякаемым источником знаний о прошлом. Энциклопедизм знаний учёного и широта его научных интересов обусловили то обстоятельство, что он собрал документы по самым разным отраслям научного знания – истории, археологии, этнографии, лингвистике, географии, экономики, естественным наукам…
Основные работы Миллера посвящены истории и географии России с древнейших времен до середины XVIII в. А его главным трудом является «История Сибири».
Путешествие от Сургута вниз по реке Оби до Березова. 1740 г.
Ночью с 5 на 6 июля
Тундрина протока (по-остяцки Iagomloch-ass) – на правой стороне; начало берёт в двух верстах от последнего из указанных островов…
Тундрины юрты – на левом берегу, немного ниже предыдущей протоки и в 211/2 мерянных верстах от дер. Панкиной.
6 июля
Шайтанской яр или Болванской мыс (по-остяцки Wontse-reud) – высокий гористый берег на левой стороне, немного ниже Сармановой протоки, в 25 верстах от деревни Панкиной; простирается на одну версту вдоль р. Оби. Раньше здесь стояли многочисленные изображения остяцких идолов или так называемых шайтанов и болванов, которые остяки во время язычества обновляли каждые три года в память о бывшем в этом месте в древности сражении между ними и самоедами, в котором пало 300 остяков вместе с их вождём. Памятное изображение вождя стояло в центре, а вокруг него – изображения 300 его рядовых [дружинников]. Каждому из них также поклонялись и жертвовали шёлковые и иные тряпочки. Обновление идолов происходило каждые три года при общем сборе остяков с Оби и Иртыша…
Река Пым (по-остяцки то же название) – впадает с правой стороны двумя рукавами или устьями; один из рукавов впадает в Тундрину протоку немного ниже рч. Watschin-jogon, а другой – в Обь в трёх верстах от устья Тундриной протоки. По этой реке живут остяки, образующие особую волость, которая называется по реке Пымской…
Ikin-jogon (то есть рч. Медвежья) – с востока, в одном дне пути от предыдущей. Исток в двух днях пути. В полутора днях пути от этой речки Пым возникает от слияния двух так называемых россох или рукавов. Левый рукав, который течёт с севера или с северо-запада, называется Малым Пымом (по-остяцки Ai-pym-jogon), поскольку по величине он заметно отличается от правого или восточного рукава, сохраняющего прежнее название. Малый Пым не судоходен, но все же остякам требуется 5 дней пути до его истока...
Iuckun-jogon (то есть Лесная речка) – с востока, в одном дне пути от предыдущей. Исток – в полутора днях пути. Отсюда ещё 3 дня пути до истока р. Пыма. Оттуда остяки едут два дня на оленях без груза до истока рч. Limpassing-jogon, впадающей в Torom-jogon, о чём следует смотреть описание путешествия от Нарыма до Сургута…
Кунины юрты (по-остяцки Kunja-pugl) – на правом берегу, в двух верстах от нижнего устья предыдущей заостровки и в 101/2 верстах от Языкиных юрт. Имеет 2 юрты Салымской волости. Язык здешних и последующих остяков диалектом несколько отличается от языка предыдущих.
Юганская Обь (по-остяцки Ai-Ass) соединяется вновь с большим рукавом реки Оби в 4 верстах от предыдущей остяцкой деревни и в 97 верстах от Сургута после того, как она отделилась от него в 42 верстах выше города…
Ситимина протока (по-остяцки Isi-passil) – на правой стороне, в 6 верстах от нижнего устья Юганской Оби. Через неё всегда осуществляется движение как вверх, так и вниз по течению…
[Юрты] Tschigimko-pugl – на истоке указанной ключевой речки, в 11 верстах по прямой сухопутной дороге от Куниных юрт. Имеет 4 юрты Селиарской волости.
Тукаскины юрты (по-остяцки Tukaske-pugl) – на Ситиминой протоке, на острове, который образован этой протокой и р. Обью, в 9 верстах от предыдущей деревни. Имеет 2 юрты той же волости.
Ночью с 6 на 7 июля
…Ситимина протока, её нижнее устье – в 5 верстах от Тукаскиных юрт. Это место считается серединой пути от Сургута до Самаровского яма.
Сакалевы юрты (по-остяцки Sakal-pugl) – на правом берегу, в 4 верстах от нижнего устья Ситиминой протоки, а от Тукаскиных юрт по прямой дороге в 91/2 верстах. Имеет 4 юрты предыдущей волости.
Salym-jaga – впадает с левой стороны в вышеупомянутую протоку Pooch-mugot напротив предыдущей деревни; шириной в 20–30 саженей. В её низовьях живут остяки предыдущих Салымской и Селиарской волостей...
Tlar-sap-jaga – с запада, в двух днях пути от предыдущей. Исток в двух днях пути. На расстоянии 3 дней пути отсюда живут остяки Тарханской и Нарымской волостей Тобольского уезда, и эти жилища находятся на широте Филинского погоста на реке Иртыше, потому что здесь проходит обычная дорога между Салымом и Иртышом, которая преодолевается с лёгкими нартами за 3 дня. Исток р. Салыма находится, вероятно, в одном месте с истоком р. Югана, впадающего в Юганскую Обь и истоком Демьянки, впадающей в Иртыш.
Смотрите также:
- Путевые описания из «портфелей Миллера»: Юрты Няксимвольские, Искарские →
- Путевые описания из «портфелей Миллера»: Сухоруковские и Казённые юрты →
- Путевые описания из «портфелей Миллера»: известия о Юганской Оби →