Путевые описания из «портфелей Миллера»: Нарикарские и Шоркарские юрты

Яков Яковлев. / Из личного архива

Герард Фридрих Миллер (1705–1783) – историк и археограф. С 1731 г. – член Петербургской Академии наук. Родился в г. Герфорде (Германия), но всего лишь 20-летним юношей в 1725 г. приехал в Россию, где и прожил большую часть своей жизни. Он внёс большой вклад в становление исторической науки России, а среди историков этот незаурядного ума и огромной работоспособности исследователь получил титул «отца сибирской истории».

   
   

Г.Ф. Миллер участвовал в работе академического отряда Второй Камчатской экспедиции. Во время своего 10-летнего (1733–1743 гг.) путешествия по Сибири он посетил почти все крупные населённые пункты Урала и Сибири, в архивах которых собрал огромное количество исторических документов – подлинников и копий. Многие из них оказались буквально спасёнными для науки, поскольку небрежность в хранении архивных документов были и остаются реалиями российской жизни, а частые пожары в деревянных сибирских городках не раз и не два уничтожали местные архивы подчистую. Этот массив исторических источников (среди историков и архивистов известный как «портфели Миллера») вот уже два с половиной века служит для исследователей неиссякаемым источником знаний о прошлом. Энциклопедизм знаний учёного и широта его научных интересов обусловили то обстоятельство, что он собрал документы по самым разным отраслям научного знания – истории, археологии, этнографии, лингвистике, географии, экономики, естественным наукам…

Основные работы Миллера посвящены истории и географии России с древнейших времен до середины XVIII в. А его главным трудом является «История Сибири».

Путешествие от Сургута вниз по реке Оби до Берёзова. 1740 г.

12 июля

Рч. Шоркарка (по-остяцки Schensch-uosch-jogan) – впадает с правой стороны, в 2 верстах от предыдущей деревни с церковью. Возникает на расстоянии 6 дней пути и в 2 днях пути от устья принимает в себя речку Rusch-jach-jogan (то есть Руская речка) с северной стороны, которая почти так же велика, как сама Schensch-jogan.

Шоркарское Старое городище (по-остяцки Schensch-uosch, по-вогульски Iaat-usch или Iagat-usch) – на правом берегу, рядом с устьем предыдущей речки. Остяки Шоркарской волости раньше имели здесь свои зимние жилища, а после строительства церкви, которую заложили у их летних жилищ, принуждены были и зимние, и летние жилища иметь в одном месте. Другая старая остяцкая крепость, которая, однако, на людской памяти не была уже заселена, находится на том же правом берегу, в полутора верстах ниже предыдущей.

Муратковы юрты (по-остяцки Solom-kurt) – на правом берегу, в 5 верстах от речки Шоркарки. Имеет 4 летние юрты предыдущей волости…

   
   
Зимние остяцкие юрты в низовьях Оби. Фото: Из личного архива / Яков Яковлев

Естелские юрты (по-остяцки Ai-rod-kurt) – на правом берегу, в 8 верстах от предыдущей речки. Имеет 6 летних юрт вогулов Естелской волости, которые в зимнее время живут на реке Малая Сосьва и платят ясак в Шоркарской погост. Наискосок напротив предыдущей деревни на левом берегу имеется ещё 3 юрты той же волости. Остальные живут частично на протоках и заостровках этой местности, частично смешанно с шоркарскими остяками…

Кылтисанские юрты (по-остяцки Kyltesch-kurt) – на левом берегу предыдущей речки, недалеко от её устья, в 24 верстах от Шоркарского погоста. Имеет 6 зимних юрт Чамаской волости.

Кылтисанские летние юрты – на правом берегу предыдущей речки, возле устья. Имеет 7 летних юрт, относящихся к предыдущей деревне.

Старое городище (по-остяцки Poln-soote-uosch) – на правом берегу, в 5 верстах от предыдущей деревни.

В 5 верстах от указанного Старого городища Обь делится на два рукава почти одинаковой величины, правый из них называется Большой Обью (по-остяцки Unno-Ass) или по впадающей в неё р. Казым – Kasym-Ass, то есть Казымская Обь; а левый – Малой Обью (по-остяцки Ai-Ass). О Большом рукаве Оби ниже должно последовать особое описание.

Путь на Берёзов продолжается вдоль Малой Оби.

Нарикара или Нарикарские юрты (по-остяцки Nari-kurt) – на довольно возвышенном здесь левом берегу протоки Unno-passil…, в 33 верстах от Кылтисанских юрт. Расположена на виду от Малой Оби и имеет одну зимнюю юрту Чамаской волости. В одной версте выше этой юрты на том же берегу протоки Unno-passil ещё видны остатки двух старых остяцких крепостей, которые остяки называют Nari-uosch, откуда и возникло название Нарикара.

Нарикарские летние юрты – на правом берегу Малой Оби, наискосок напротив предыдущей деревни. Состоит из 5 юрт, в которых живут летом жители предыдущей деревни и некоторые естелские вогулы...

Летние остяцкие юрты в низовьях Оби. Фото: Из личного архива / Яков Яковлев

Unno-passil, то есть Большая протока, – впадает с левой стороны, в 4 верстах от предыдущей зимней деревни, в Малую Обь после того как она отделилась от реки Оби недалеко от протоки Emder. Обе протоки – как Emder, так и Unno-passil – имеют на левой (или западной) стороне возвышенную местность или так называемый материк, который здесь примыкает к Малой Оби и сопутствует ей почти до нижеследующей протоки Isjapal… От правого возвышенного берега р. Оби до этого материка на левом берегу в некоторых местах прямо через низкие пойменные местности насчитывается до 20 вёрст. Здесь разделяются Тобольский и Берёзовский уезды. Здесь также вновь отмечается изменение в языке, потому что жители нескольких нижеследующих деревень, несмотря на то, что они понимают здешний остяцкий, кроме того, имеют ещё и собственный язык, который является вогульским и общеупотребителен преимущественно на реке Сосьве…

Waring-paul – летние юрты на левом берегу Малой Оби, в 4 верстах от верхнего устья предыдущей протоки. Имеет одну юрту Сосьвинской волости Берёзовского уезда.

Waring-paul – зимние юрты на левом берегу вышеуказанной протоки Waring-sem. Расположены на одной широте с предыдущей деревней, в 11 верстах от Нарикары, и имеют одну относящуюся к ним зимнюю юрту.

Смотрите также: