Археологи запретили строительство на Барсовой горе

Яков Яковлев / АиФ

История в недрах

«Мы и другие семьи ждали улучшения жилищных условий. Вроде стали строить жилье, вдруг, откуда ни возьмись, какой-то археолог запретил стройку. Мы в отчаянии. Нам не нужны раскопки, дайте спокойно жить и ждать своё жильё». Обращение с такими словами направил Президенту России житель пос. Барсово (Сургутский р-н) Руслан Агапов (имя и фамилия изменены по его просьбе). Недовольных препонами – много, ведь барсовский жилфонд изношен более чем на 70%.

   
   

Впрочем, археолог появился не вдруг: историки постоянно «гостят» на Барсовой. В прошлом году её наконец занесли в госреестр объектов культурного наследия: государство взяло Барсову гору под защиту. Теперь там нельзя вести земельные работы без предварительного согласования со службой госохраны культурного наследия Югры.

По плотности залегания археологических артефактов в России нет места, равного этому. «Как слоёный пирог, каждый «корж» которого создавался более поздним поколением людей», – говорит историк Любовь Косинская из Уральского федерального университета. Уже 7 тыс. лет люди почти не покидают обжитый холм. На пяти кв. км – следы 3 тыс. жилищ и построек, составляющих 61 городище. Могильники, святилища, клады с монетами, украшениями, посудой, в том числе из Византии. Барсовские находки украшают коллекции музеев России.

Фото: АиФ / Яков Яковлев

Точка с запятой

Но кому сокровищница, а кому – привлекательный участок земли в 10 км от Сургута. Высокое, красивое, сухое место над Обью с инженерной инфраструктурой. Районные власти несколько лет предпринимали попытки раздавать там землю под индивидуальное жилищное строительство, даже оспаривали занесение Барсовой в госреестр. Но безуспешно, к радости краеведов и потомков, которые примут вековое наследие.

18 тыс. барсовчан этому не рады. Дома отапливаются газом, сети изношены, случись что зимой – и коллапс! Управление капстроительства Сургутского р-на «без объявления войны» в сентябре потянуло в Барсово резервную ветку газопровода. Ковш экскаватора вгрызался сразу в три археологических памятника. Служба охраны культурного наследия Югры кинулась спасать селища. Поднялся шум в местных СМИ, посыпались жалобы на «чёрствых чинуш», а техника продолжала работать.

«Нужды людей понятны, но руководитель УКС ещё в декабре 2011 г. проинформирован о необходимости сначала обеспечить сохранность объектов археологии, а уж затем начинать работы по прокладке газопровода, – говорит старший инспектор ведомства Яков Яковлев. – Проекты готовятся подолгу: за 2 года можно провести и экспертизу, и раскопки памятников, которые уничтожит трубопровод. Но нас даже не известили о планах. Теперь – караул?».

16 декабря Сургутский райсуд признал главенство федеральных законов: Барсову гору трогать нельзя, заказчик и исполнитель работ – УКС и ЗАО «ОИС» – оштрафованы общим счётом на 900 тыс. руб. Но поставлена не точка – скорее, точка с запятой, ведь решение планируют обжаловать. «Резервный газопровод необходим, а проект согласован со всеми ведомствами, – объясняет директор УКС Владимир Савкин. – Уведомления от госохраны мы не получали, письмо оформлено задним числом».

   
   

По сути, дело не в бумагах – закон в любом случае надо соблюдать. «Посёлок строился как временный и в 90-х был малонаселён, – говорит старожил района, Алексей Исаченко. – Что земля полна древностей и со строительством будут проблемы, знали всегда. Зачем власти сделали посёлок постоянным, допустили его рост – новую «рублёвку» сделать?». Похоже, конфликт сиюминутного и вечного затягивается, а барсовчане – его заложники.

Смотрите также: