Будущее за теми, кто продолжает свой род. Чего хочет сибирское казачество?

Ольга Малкова проводит мастер-класс по пошиву казачьей шлычки. Нижневартовск © / Дарья Толстова / Из личного архива

Несколько дней назад в Ханты-Мансийске в онлайн-формате прошла всероссийская конференция «Региональные особенности сохранения и развития казачьей культуры». Наши земляки – представители казачества, органов государственной власти, муниципальных учреждений культуры и образования – выступали там и делились своим опытом.

   
   

«Точки роста» для казаков

Происходило столь важное событие на базе окружного Дома народного творчества. Обсуждали вопросы, касающиеся сохранения и развития культуры российского казачества. Главной задачей, по словам организаторов, стала возможность задать верные «точки роста».

И, как оказалось, онлайн-формат даже стал плюсом для участников – он позволил преодолеть географические и эпидемиологические барьеры. К обсуждению присоединились представители Уссурийска, Кемеровской, Свердловской областей, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов, Екатеринбурга, Воронежа, Ростова-на-Дону, Волгограда, Москвы.

 «История российского казачества – это история нашего народа. Наша работа по развитию традиционной русской культуры – культуры сибирского казачества, старожильческого русского населения, которую проводят центры казачьей культуры, созданные в Югре на базе 11 учреждений культуры, в том числе в окружном Доме народного творчества, благоприятно сказывается на популяризации этого направления», – сказал директор департамента культуры автономного округа Артур Латыпов.

Увеличить активное ядро

На конференции выступил и наш земляк – наказной атаман Обь-Иртышского отдельского казачьего общества Сибирского войскового казачьего общества Всероссийского казачьего войска есаул Андрей Станкин. Он по рождению оренбургский казак, стал реестровым сибирским казаком относительно недавно, но взаимодействовал с сибирскими казаками в деле гражданско-патриотического воспитания молодежи, подготовки к несению военной службы с середины 90-х годов. Докладчик рассказал о достижениях Югры в деле возрождения казачества в Сибири за последние 30 лет. Сейчас в регионе в каждом муниципалитете организованы реестровые казачьи общества и общественные объединения казаков, не входящие в реестр. Принят окружной закон, регламентирующий их деятельность, действует окружная госпрограмма, благодаря которой казаки могут получать различные субсидии для осуществления своей деятельности.

«В школах округа открыто свыше 100 кадетских классов, а работающих по образовательной программе с казачьим компонентом – более 60. Созданы центры казачьей культуры, коллективы художественной самодеятельности. У нас регулярно проходят выставки и музейные экспозиции по истории казачества. Реестровыми казаками ведется служба по охране общественного порядка совместно с полицией, патрулируются леса с сотрудниками Природнадзора, а в малонаселенных местах казаки ведут противопожарную службу в опасный летний период», – рассказал Андрей Станкин.

   
   

По его мнению, возрождение российского казачества в автономном округе идет успешно. Но еще есть некоторые вопросы, которыми необходимо более активно заниматься.

«Например, недостаточная численность казаков активного ядра, которые берут на себя бремя повседневных забот по выполнению обязательств по несению государственной и иной службы, а это приводит к быстрой усталости и эмоциональному выгоранию. Да и в казачьих семьях зреет недовольство постоянной общественной занятостью, а в итоге через пару лет казаки занимают пассивную позицию или вовсе уходят из казачьих обществ», – говорит Андрей Станкин.

Докладчик упомянул также и о том, что у многих казачьих обществ нет помещений для организации службы или они малопригодны для такой работы. Всего несколько могут похвастаться тем, что им удалось выстроить свою экономику, у них есть хозяйственные договоры, с их помощью они содержат себя.

«Мы осознали, что на разовые гранты и небольшие субсидии крепкие казачьи общины не создать, необходимо стабильное финансирование по несению государственной и иной службы. У нас нет архивов, а старые атаманы и казаки уходят из жизни, уезжают с севера, информация об их делах утрачивается. Мы планируем создать архив и после систематизации передать часть материала в Государственный архив Югры, издать сборник о жизни сибирского казачества», – рассказал Андрей Станкин.

Также планируется создать регулярную систему чинопроизводства, поощрения казаков наградами, организовать вневойсковую подготовку казачьей молодежи, находящейся в резерве.

«В августе текущего года утверждена «Стратегия государственной политики РФ в отношении российского казачества на 2021–2030 годы». На конференции рассмотрена деятельность казачьих обществ совместно с исполнительными органами государственной власти автономного округа по реализации стратегии. А также обсуждались задачи, стоящие перед югорским казачеством на период 2021–2030 годов в соответствии с утвержденной Стратегией», – отметил заместитель начальника отдела управления национальной политики департамента внутренней политики Югры Олег Шаталин.

Про крепкую семью

Также Андрей Станкин, как и другие докладчики, сделал акцент и на возрождении и укреплении семьи. К сожалению, современное общество мало работает над таким важным общественным институтом, как брак.

«Важно заняться восстановлением связи казачьих поколений, укреплением семей и рядов казаков. Достичь состояния, при котором мы, казаки, наши жены, дети, внуки и правнуки будут гордиться своей принадлежностью к сибирскому казачеству. Предлагаю также больше рассказывать молодежи и писать в СМИ о крепких казачьих семьях, которые живут на территории Югры, изучить их историю с целью распространения положительного опыта семейной жизни среди молодых казаков, стимулировать идею проведения свадеб и венчаний в казачьих традициях», – рассказал он.

Отметим, что раньше в казачьих общинах господствовал культ семьи. Общество порицало неженатых. Если в семье были дети, развод считался позором. Если сохранить семью не удавалось, то разведенных соответственно называли «соломенная вдова» и «соломенный вдовец». Им не разрешали венчаться 5-6 лет, а то и всю жизнь.

Школа казачьих устоев

Москвичка Ирина Галанова – потомственная казачка как по маминой, так и по папиной линии – рассказала о современных тенденциях развития казачества в России. Она как заместитель председателя совета Ассамблеи народов России, методолог, тренер социокультурного проектирования, координатор школы активизации гражданственности проводит исследования этой сферы жизни общества.

«В России много людей занимаются казачеством, судя по ссылкам в одной из социальных сетей – как минимум 12 тысяч организаций. Многие группы открыты для всех, а есть и закрытые. Хотелось бы, чтобы в резолюцию нашей конференции внесли пункт об исследовании их деятельности, кто стоит за этими группами. Хочется, чтобы формировалось позитивное отношение к казачьей культуре», – рассказала Ирина Галанова.

Эксперт также подняла важные вопросы жизни казачества в городе и воспитания в таких условиях молодежи. Ее проект «Школа казачьих устоев для юношей и девушек» как раз акцентирует внимание на этом.

«Хочется, чтобы формировалось позитивное отношение к казачьей культуре»

«Если для юношей сейчас есть казачьи классы, то для девушек что? Песни и пляски? Где девочкам выучиться тому, что делали их прапрабабки? Обращаюсь к регионам: я принимаю любые ваши предложения, хочу, чтобы вы поделились опытом с нами. Чтобы казачья культура развивалась и популяризировалась в том виде, в котором она была раньше, она должна быть живой, а не застывать в музейных комплексах», – считает Ирина Галанова.

На первом месте в ее «Школе казачьих устоев» стоят уроки обучению ремеслам, потому как только такие навыки могут поддержать экономику и не дать умереть культурным традициям. По словам Ирины Галановой, именно пандемия дала возможность расширить аудиторию слушателей. В формате онлайн сейчас проходит множество мастер-классов, вебинаров, обучающих квестов, практикумов. Но тем не менее нужны новые форматы и формы, в которых задействованы и девочки, и мальчики.

«Будущее за теми, кто будет продолжать свой род и хранить традиции своих предков», – сказала Ирина Галанова.