Юлия Пилипович: «Пушкин в Югре»

«Я помню чудное мгновенье….Передо мной явилась ты…» читает Александр Сергеевич Пушкин на сцене Ханты-Мансийского «КТЦ Югра-Классик». Да, вы не ослышались. Югру снова посетил театр Сергея Безрукова, но на этот раз со спектаклем «Пушкин».

   
   

Действие спектакля охватывает большой период жизни поэта: от ссылки в Михайловское в 1825 году до трагической дуэли в 1837-м. Это не простой взгляд на Пушкина, которого мы привыкли видеть на страницах школьных учебников, это особое отношение именно к его личности. На сцене оживает быт окружавший поэта начала 19 века, мы погружаемся в атмосферу того времени. Надежда на то, что в спектакле мы будем слышать постоянное декламирование огромного наследия оставленного нам великим поэтом остается в прошлом, так как с первых же минут мы начинаем сопереживать именно личности, живому поэту, с его радостями и разочарованиями.

Действие спектакля начинается в селе Михайловское, где Пушкин отбывает ссылку. С первых же минут мы видим на сцене «увековеченную в стихах» няню поэта Арину Родионовну (актриса Елена Силина). «Да какая ж я старуха! Все во мне шевелится!» – эти залихватские частушки поет она -кормилица великого русского поэта. Естественно это вызывает неимоверный смех и аплодисменты в зале. Комический образ няньки много раз разбавляет наколенную обстановку в доме. Казалось бы приезд Ивана Пущина (актер Сергей Покровский) – верного друга Пушкина это огромная радость для главного героя. Но эта встреча омрачена известиями, привезенными Пущиным, ведь он приехал попрощаться с поэтом. Замечательно продуманная роль ценна еще и тем, что в уста персонажа Сергея Покровского вложено большое количество цитат из произведений великого поэта. Сразу в глаза бросается большая любовь Пущина к главному герою. Это не просто товарищеские отношения, взращенные с юных лет, это поклонение таланту Пушкина.

Вообще в спектакле мы часто наблюдаем, как Пушкин сам упивается своей славой. Да, он как и все талантливые люди влюблен в себя, но это не мешает ему быть человечным. Зная, в какой бедности живет его друг Павел Нащокин (Александр Амелин) Пушкин вкладывает свои деньги, для того чтобы помочь отыграться другу. Неподготовленному зрителю может показаться неожиданным озорство поэта. Но через некоторое время понимаешь, что за маской озорника скрывается страдающая личность поэта, страстно любящая друзей и ненавидящая врагов.

Все, кто видел Сергея Безрукова в театре, не могут не отметить, что актер работает до последней капли пота. Такое проживание роли не может оставить никого равнодушным. Конечно, югорская публика шла посмотреть во многом именно на Сергея Безрукова. Но сидя в зрительном зале, мы не обнаруживаем актера, мы видим на сцене живого Пушкина, которому очень хочется верить.

Cъемки киносцен к спектаклю Сергей Львович Пушкин - Виталий Безруков, Александр Пушкин - Сергей Безруков Фото: Театр Сергея Безрукова / театр Сергея Безрукова

Интересным решением стала синкретичность таких граничащих форм искусства, как фильм и спектакль. Этот прием раздвигает рамки пространственного ощущения театрального действа. За 4 часа мы переносимся в совершенно разные географические точки: это и храм «Вознесения Господня» на Большой Никитской, это и район черной речки Санкт-Петербурге, где проходила дуэль с Дантесом, это и дом отца Сергея Львовича Пушкина (Виталий Безруков) в Михайловском. Зрителю, сидящему в зале, все равно хочется ощущать актеров, находящихся по ту сторону экрана ближе, здесь, на сцене, прямо перед собой.

Образ главной героини – жены Пушкина Натальи Гончаровой, которую играет Евгения Нохрина также примечателен. Красота актрисы и схожесть с Ташенькой (так ласково называет жену Пушкин) не оставляет зрителю выбора: он сразу влюбляется в нее. В.В. Вересаев пишет: «Отношение к жене не выливалось у Пушкина в одно тихое, счастливое чувство благоговейного восхищения. Его натура воина, ощущающего полноту жизни лишь в упоении боя, нуждалась в том, чтобы защищать это прекрасное и нежное существо далее при призраке опасности». Это отношение Пушкина к Гончаровой, этот трепет чувств, эту терпимость мы и ощущаем в ходе действа.

   
   

Четырехчасовой спектакль проходит на одном дыхании. Даже длительный уход главного героя не оставляет ощущения затянутости спектакля.

Грамотно подобранное музыкальное сопровождение спектакля, особенно в кульминации, накаляет обстановку до предела, ощущение потери чего-то дорогого и близкого не отпускает до конца спектакля.

Помимо этого музыкального сопровождения ханты-мансийской публике достался еще «бонус»: мешали восприятию спектакля постоянные звонки зрителям от их родных и близких. Очень бы хотелось пожелать югорским любителям театра уважать работу актера и уважать своего соседа, также пришедшего на спектакль насладиться творчеством талантливых людей.

По словам режиссера и исполнителя главной роли Сергея Безрукова, спектакль создан для того, чтобы зритель еще раз пережил смерть великого поэта: «Хочется, чтобы зритель ощутил утрату. Когда переживаешь утрату человека со слезами на глазах – приближаешь его к себе».

Александр Пушкин - Сергей Безруков, Катрин Гончарова - Екатерина Виноградова, Дантес - Антон Соколов Фото: Театр Сергея Безрукова

Я думаю, что половина наших зрителей, пришедших после спектакля домой, откроет запылившийся томик стихов Пушкина и прочтет их с совершенно другим отношением к поэту и его судьбе. И это будет доказательством того, что благодаря спектаклю, в душе каждого проснулась та любовь к великому русскому поэту, достоянию нашей страны, которую мы теряем в суете нашей жизни.


Безруков по приезду в Ханты-Мансийск сразу написал в своем твиттере пост: «Ханты-Мансийск... снежно... не очень холодно... Зима мягкая и оооочень хорошая».

После окружного центра актерская труппа направилась в Сургут. Здесь безруковцы остались на два дня. В твиттере актера сказано: «Субботу и воскресенье проведу в Сургуте, что советуете посмотреть в славном городе?». «Жители Сургута – Сургутчане, Сургутяне или Сургутцы? Как нам, москварям, вас правильнее называть, подскажите?». «Сургут – ВЕРИ ГУД! И гудбай) Москва ждёт! Пора домой».

Смотрите также: