Приезжают в Югру люди из разных уголков страны и мира. Татары, украинцы, башкиры, киргизы, дагестанцы, лезгинцы, евреи, – все стараются мирно сосуществовать в югорском оазисе, обогащая друг друга разнообразием традиций и культур. О том, как принято встречать новогодние праздники у людей разных национальностей и конфессий – в нашей статье.
Месяц «спины года»
По мансийскому календарю лето и зима – два самостоятельных года, поэтому и праздник они отмечают дважды. Месяца выделяются не для отсчёта времени, а для определения важнейших занятий. Весной начинается новый год, потому что кончается зимняя охота, открывается рыболовный промысел, начинается перекочёвка к весенним юртам. Празднование обычно длится несколько дней. Манси готовят угощение, обращаются к духам-предкам и приглашают их к столу. И детям, и взрослым загадывают загадки. Например: «Под водой семь отверстий (сеть)» или «Ложится – калач, встаёт – скамейка (собака)».
Ханты также встречают новый год весной, в марте-апреле. Но не прочь вместе со всеми повеселиться и в январе. Они никогда не будут рубить дерево ради нескольких праздничных дней, ведь от живого кедра или ёлки пользы больше. А дома лучше всего повесить пушистую ветку и нарядить её. «Новый год мы в деревне всегда в клубе отмечали, – рассказывает Елена Степанова. – Там и ёлка была, и Дед Мороз со Снегурочкой. Дома готовим национальное блюдо – саламат из дичи. Подготовленные тушки утки опускаем в холодную воду и ставим на небольшой огонь. Варим до готовности, жир снимаем в отдельную посуду. Готовых уток вынимаем, а в бульон добавляем муку и помешиваем минут десять, пока не загустеет. Все садимся за стол, мясо макаем в жир и заедаем саламатом. Очень вкусно и быстро. Или вот ещё одно блюдо: отвариваем щуку, а потом мякоть протираем вместе с черникой или брусникой до однородной массы». И в хантыйской, и в мансийской культуре запрещают готовить вместе мясо различных животных, птиц или рыб. Например, нельзя варить в одном котле щуку, налима и осетра, потому что щука и налим относятся к тёмному подземному миру, а осётр – к верхнему, светлому. Объединить их вместе – значит внести хаос в мировой порядок. А вот ненцы встречают новый год в январе.
«Мы называем его месяцем спины года, потому что год переваливается, последняя темнота с другой стороны спины остаётся», – объясняет Светлана Лямина. Праздник «нового года солнце» открывает собой новую дорогу. Оленья упряжь украшается красными ленточками и колокольчиками. Принято надевать белую одежду и совершать жертвоприношение. Кровью жертвы мажут молодого оленя, который может стать вожаком стада.
Молитва на закате
В первый день священного месяца Мухаррам (январь) наступает новый год по Хиджре (лунному календарю). В этот день в мечетях читают проповедь, посвящённую переезду Пророка Мухаммеда из Мекки в Медину в 622 году, так как на самого пророка охотились идолопоклонники. Правоверные мусульмане встречают Новый год молитвой на закате, так как сутки заканчиваются с заходом солнца. За два дня до священной ночи мусульмане начинают поститься, и такое голодание прекращается только за два дня после встречи Нового года. В эти дни мусульманин должен славить Аллаха и благодарить его за прошедший год.
Существует ещё один праздник, который также считается Новым годом у мусульман – Навруз. Он связан с солнечным календарём, который появился у народов Средней Азии и Ирана семь тысячелетий назад. В день весеннего равноденствия мусульмане празднуют обновление природы. «В каждый дом приходит Хызыр Ильяс — Дед Мороз в вышитом цветами зелёном халате и красном колпаке, — рассказывает студент Ниджат Мамедов. — Дети поют ему песни или танцуют, а взамен получают долгожданные подарки. Моя мама готовит национальные кушанья: пити (баранину с овощами), долму и пахлаву». Новый год — праздник, который не относится к религиозным, а поэтому его отмечают вне зависимости от принадлежности к какой-либо вере.
«Голова года»
Евреи начинают свой год в сентябре с религиозного праздника Рош ха-Шана – «головы года». Это время раскаяния в преддверии приближающегося Судного дня и молитвы о том, чтобы наступающий год оказался благополучным и плодородным. Во время праздничной трапезы принято обмакивать хлеб, над которым было произнесено благословение, в мёд, чтобы наступающий год был сладким. Существует также обычай на Рош ха-Шана есть яблоки с мёдом. Бытует предание, что в дни Рош а-Шана Господь отмечает в Книге жизни, какая судьба ожидает в наступающем году каждого из людей: «...кому жить и кому умереть, кого ожидает покой, а кого – скитания, кого – благополучие, а кого – терзания, кому суждена бедность, а кому – богатство.
«Все люди желают другу другу быть записанными в Книгу жизни, – делится студент Михаил Фёдоров, – независимо от их религиозной принадлежности». Звук шофара (бараний рог) призывает: «Очнитесь те, кто дремлет, кто тратит отпущенные годы бессмысленно. Обозрите души свои и добрыми сделайте дела ваши». Новый год, который мы отмечаем в ночь с 31 декабря на 1 января, евреи не отмечают.
Смотрите также:
- В преддверии Нового года клиенты Сбербанка могут получить повышенные бонусы →
- «Победа» будет летать в Краснодарский край из Сургута →
- Эконом-тур →