Где рождается искусство? В Югре прошел фестиваль классической музыки

Мастер-класс по игре на фортепиано © / ООО "Газпромнефть-Хантос"

В Ханты-Мансийске состоялся фестиваль классической музыки «Где рождается искусство», организованный Международным благотворительным фондом Юрия Розума под патронажем Министерства культуры России и при поддержке программы социальных инвестиций «Родные города» компании «Газпром нефть». Преподаватели ведущих творческих вузов Москвы провели для педагогов и учащихся музыкальных школ мастер-классы по игре на фортепиано, домре, скрипке, саксофоне и ударных инструментах.

   
   

Секреты виртуозной игры

Уникальный фестиваль начался 31 октября с серии мастер-классов. Для талантливых юных музыкантов и их наставников гости из Москвы провели занятия по игре на фортепиано, домре, скрипке, саксофоне и ударных инструментах. Учащиеся Центра искусств для одаренных детей Севера в ходе мастер-классов узнали о тонкостях исполнительского мастерства и секретах виртуозной игры на различных инструментах. А также поговорили о смысле музыки и ее построении, о том, как через музыку выражать что-то действительно важное.

Мастер-класс по фортепиано провели Юрий Розум – известный пианист, народный артист России, профессор РАМ им. Гнесиных и МГИМ им. Шнитке, Президент благотворительного фонда Юрия Розума, совместно со своим ассистентом (а в прошлом – его учеником) Даниилом Контуашвили – преподавателем российской академии музыки им. Гнесиных, Московского государственного колледжа музыкального исполнительства им. Ф. Шопена и академического музыкального колледжа при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского.

«Я рад, что все наши замечания схватывались на лету. Участники мастер-классов творчески реагировали на все, что мы говорили, а говорили мы не простые вещи. Не было никаких скидок на возраст, разговаривали абсолютно на равных, как с взрослыми студентами, аспирантами, музыкантами. Это говорит о высоком уровне подготовленности. Ханты-Мансийск вообще занимает особое место в России и по исполнительному искусству и по преподавательскому», – отметил народный артист России, Юрий Розум.

Отдельно Юрий Розум поблагодарил родителей и учителей молодых дарований, которые занимаются таким нелегким делом – воспитанием высокого искусства, души, вкуса в своих детях и учениках.

Музыкальное мышление

Получить эксклюзивный практический интенсив по мастерству игры на домре участники фестиваля смогли у Кристины Шарабидзе – старшего преподавателя Московского государственного института музыки им. А. Г. Шнитке, кандидата педагогических наук, солистки Национального академического оркестра народных инструментов России им. Н. П. Осипова.

   
   

«Очень многое изменилось с прошлого года, есть прогресс и это здорово. Преподаватели очень активные, интересующиеся, это всегда вдохновляет меня, хочется работать дальше, хочется создавать что-то и тем самым развиваться. Сегодня мы практически всю встречу посвятили исполнительской культуре, очень много говорили о музыкальном мышлении. В ходе мастер-класса я задала ребятам свой любимый вопрос: «Чем ты играешь?», на что получила банальный ответ: «руками». Подискутировали и выяснили, что все-таки играем головой», – рассказала Кристина Шарабидзе.

Югорские музыканты произвели большое впечатление на мэтров Фото: ООО "Газпромнефть-Хантос"

Продемонстрировал свой оригинальный метод обучения игре на скрипке Алексей Гуляницкий – Заслуженный артист Автономной Республики Крым, преподаватель Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, Академического музыкального колледжа и Центральной музыкальной школы при МГК им. П. И. Чайковского, солист Государственного академического симфонического оркестра им Е. Ф. Светланова. Известный скрипач оказался в северной столице в качестве преподавателя впервые. О своих впечатлениях рассказывает с энтузиазмом.

«Я постарался максимально поделиться информацией, которой я владею и различными музыкальными тонкостями. Надеюсь, что охватил весь комплекс вещей, которые смогут помочь юным музыкантам», – отметил Алексей Гуляницкий.

Хорошие преподаватели

Для Владимира Кознова (саксофон) – преподавателя Государственного училища (колледжа) духового искусства, артиста «Российского квартета саксофонистов» фестиваль прошел на одном дыхании.

«Это тот случай, когда реальность превзошла ожидания. Я ожидал одного, выстраивал концепции, но то, что я увидел в реальности меня полностью сразило. Высокая культура не только саксофонного исполнительского искусства, но в принципе общей музыкальной культуры, целеустремленность к познанию, к совершенствованию не может не радовать. Ребята молодцы, охватывают самые сложные хрестоматийные репертуары. И сегодня не только я смог что-то дать ребятам, но и они мне помогли», – поделился Владимир Кознов.

Александр Компанеец (ударные инструменты) – преподаватель Государственного музыкально-педагогического института им. И. И. Ипполитова-Иванова, артист компании Yamaha.

«Потрясающие дети. Очень хорошие преподаватели. Процесс не просто шел: невозможно было на чем-то определенном остановиться, хотелось много всего охватить и вложить в головы ребят все те знания, какими обладаю я. Я оставил почти целую библиотеку нот, надеюсь, школьники их изучат. Тут все на высоком уровне, это чувствуется, как только заходишь в здание. Не хочется уходить», – поделился Александр Компанеец.

Мастер-класс по скрипке Фото: ООО "Газпромнефть-Хантос"

После мастер-классов для преподавателей музыки и их учеников организаторы фестиваля провели творческую встречу и открытый круглый стол в форме дискуссии на тему «Поддержка музыкально одаренных детей и молодежи Югры».

Финальным мероприятием фестиваля «Где рождается искусство» стал концерт классической музыки, который прошел 1 ноября. Юрий Розум и известные московские музыканты выступили на сцене вместе с учащимися Центра искусств для одаренных детей Севера и артистами КТЦ «Югра-классик».

Фестиваль отправился дальше по городам России – эстафету Ханты-Мансийск передал Челябинску.

Отметим, что Всероссийский фестиваль «Где рождается искусство» проводится ежегодно с 2007 года в различных регионах России и направлен на сохранение традиций отечественной музыкальной педагогики и исполнительского искусства.