Победитель городского конкурса «Супердедушка-2014» Александр Попов рассказал корреспонденту АиФ-Югра о том, кто его сподвиг на участие в конкурсе и чем живут современные дедушки.
Житейское равновесие
– Александр Васильевич, как решились участвовать в конкурсе «Супердедушка»?
– Уговорили любимые женщины – жена и внучка Эльвина. А женщин надо слушать. Я поначалу заупрямился, мол, и так времени свободного нет, но… Три недели репетиций – и я уже стоял на сцене, собирал стульчик для 5-летнего внука Ислама, читал стихи и играл на баяне. Хорошо повеселились с другими дедушками и бабушками. А когда меня объявили победителем, моя 19-летняя внучка вскочила и закричала на весь зал: «Дедушка, ты супер!», – было очень приятно.
– У ваших внуков восточные имена – необычно для русской семьи…
– Дочка вышла замуж за татарина, а я мешать не стал. Понял, что человек хороший и не прогадал – живут вместе больше 20 лет. Сначала внучка родилась, а недавно – внучок. Сам я женат 30 лет – весной жемчужную свадьбу отметили. Живём с женой душа в душу. Обязанности с ней распределили – она дочь и внуков балует, а я в строгости держу. Для равновесия. Дочь у нас во все кружки самодеятельности ходила с трёх лет – плясала, лепила, пела, внучка вся в неё. А сейчас и внука думаем куда-нибудь определить. Ребёнка надо развивать многосторонне, тогда и по подъездам гулять не будет. А ещё важно жить с дитём в одном времени. Я стараюсь и за компьютерными новинками уследить, и в музыке современной разобраться, чтобы поговорить по душам было о чём.
– Почему так любите баян?
– В послевоенном Омске мы, сами понимаете, как жили: коммунальные квартиры, бедность. И среди этой серости был наш сосед фронтовик с трофейным баяном. А кнопочки у баяна перламутровые… И как только начинал он играть, лица у людей начинали сиять, будто уносятся они вдаль от проблем и горестей. И седые старики в пляс шли, и дети подтанцовывали, смеялись. А когда я учился в пятом классе, к нам пришёл учитель музыки и пригласил учиться на баяниста.
– Сейчас такие инструменты, наверное, не в моде?
– Что вы, последние 10 лет я наблюдаю подъём национального самосознания у молодых артистов и музыкантов. Когда спрашиваю, что привело их в профессию, они говорят, что хотят почувствовать связь с предками, с Родиной, которую мы потеряли и которую они видят только в кино. Возвращается интерес к гармони и баяну, а значит – это не прошлый век. И я – не прошлый век. За 40 лет творчества я многое повидал. Был момент, когда оставил музыку – надо было кормить семью. Всё в те же «лихие девяностые» торговал книгами. Это было прибыльней, чем играть в ансамбле. Даже заказов на свадьбы не стало – люди предпочли магнитофонные записи и караоке.
Второе дыхание
– Ансамблю «Второе дыхание» в этом году исполняется 25 лет. Тяжело быть единственным мужчиной в женском коллективе?
– Иногда. Женщины – существа ранимые, а я в запале репетиций могу и не сдержаться, едко что-то прокомментировать. Они в слёзы. А я: «Ну матушки, ну бабоньки, сестрички вы мои любимые, ну давайте соберёмся и споём ещё лучше!». Так и живём. Конечно, в таком возрасте, а артисткам нашим от 55 до 83 лет, им бывает одиноко – мужчины у нас живут меньше и уходят раньше. А тут они на чаёк заглянут, и вроде повеселеют. Хотя для веселья в последнее время поводов мало. Все разговоры об Украине. Без валокордина телевизор не посмотреть. У нас в коллективе старожилы, которые Великую Отечественную помнят, тех же бендеровцев и что они творили. А у нынешних украинских властей память короткая. Есть у нас в коллективе учителя истории. Спрашиваю: «Это что же, историю переписать по своему усмотрению можно?» – «Нет, – говорят, – не сегодня, так через 100 лет потомки нас рассудят». Это и успокаивает.
– Вы объездили всю Югру. В деревнях народ петь не разучился?
– Деревня сохраняет нашу самобытность. Приезжаешь порой по разбитым дорогам в поселковый Дом Культуры и будто в советские времена попадаешь – кружки самодеятельности, концерты, которые собирают полные залы – такого нет в больших городах. А раньше на каждом предприятии был свой коллектив. В Омске, помню, как-то схлестнулись в танцах литейщики с мебельщиками – аж искры летели! Мне руководитель заявил: «Александр Васильевич, победите – поросёнка подарю и премию организую ребятам». Но не в деньгах было дело. Был азарт. Сидели до ночи обсуждали частушки, чтобы и с юмором, и с перчинкой. А сейчас… После выступления нас обычно за стол зовут. Вот кушаем и думаем: не дай Бог, испачкаемся, где денег на новые сарафаны взять? Самодеятельность – это ведь как хобби, за свой счёт. Правда, нам повезло – помогает ДК «Октябрь». И помещением, и нарядами. Так и живём: и болеем, и стареем. Но я уверен, в 60 лет всё только начинается.
Смотрите также:
- Скульптор Володя Саргсян: дружба между народами в нашем округе очень важна →
- Надежда Губарь: Фстопийсятый раз обижусь →
- Певец полей и «комбайнёров» →