Писатель Сергей Козлов: На качество творчества кризисы не влияют

Сергей Козлов. © / Из личного архива

«Художник не должен быть голодным, он должен быть не перекормленным», - считает Сергей Козлов. С известным югорским  писателем, журналистом и депутатом «АиФ-Югра» говорили о качестве творчества, хорошей литературе и особом русском пути.

   
   

Почему сделанного всегда будет мало

- Год литературы, Год культуры… Все эти «названные» года, на ваш взгляд, чем-то отличаются от остальных? Для чего и кому они нужны?

- Это просто огромный долг, которой мы пытаемся вернуть и культуре, в целом, литературе, в частности, на которой базируется вся культура. Что у нас из этого получится? Не знаю. Будем смотреть по приложенным усилиям и вложенным средствам. Не везёт культуре и литературе, как только о них вспомнили – сразу кризис. Хотя, собственно, на качество творчества кризисы не влияют. Правда, слова о том, что художник должен быть голодным – пошлый цинизм. Художник не должен быть, простите, перекормленным.

- Можете ли вы дать оценку Году литературы в Югре? Претерпела ли изменения из-за кризиса программа мероприятий года?

- Количество мероприятий было приличным, это и международная премия «Югра», которая собирает в Ханты-Мансийске маститых и зарубежных авторов, это писательские десанты, это курсы молодых литераторов, ну и, в конце концов, издание новых книг, которые, кстати, помогают издавать депутаты всех уровней. И завершится год, надеюсь, традиционным триумфом, вручением премии губернатора в области литературы. А вообще – итоги подводить ещё рано. Еще почти три месяца впереди. Но… сделанного всегда будет мало. Плюс – очень много появилось некачественной литературы, графоманы прорываются в высокие кабинеты и буквально требуют печатать свои бездарные вирши.

Досье
Сергей КОЗЛОВ. Родился 28 мая 1966 года в Тюмени. Окончил Тюменский государственный университет по специальности «история». Работал учителем истории в школе. Член Союза писателей России с 1999 года. С 2007 года преподаёт на кафедре журналистики ЮГУ (доцент). Член Союза журналистов России. Автор более 20 книг. Самая известная - «Мальчик без шпаги» (по повести снят фильм). Лауреат множества российских и международных конкурсов и премий. Среди них: премия международного конкурса литературы для детей и юношества имени А.Н.Толстого (2006), международная премия имени В.П.Крапивина (2006), премии имени П.П.Ершова и имени Д.Н.Мамина-Сибиряка (2011), премия УрФО по литературе в номинации «Проза» (2012). Депутат Тюменской областной думы пятого созыва по единому избирательному округу от партии «Единая Россия». На момент избрания - главный редактор журнала «Югра».

Как быть, если весь мир хромает?

- В сентябре вы выступали с открытой лекцией «Влияние русской литературы на формирование национального самосознания». Если возможно, познакомьте наших читателей с некоторыми тезисами.

   
   

- Ну… Тезисами - сложно… Вот основная мысль: русская литература и русский путь. Уж сколько раз приходилось слышать, что у России общий путь то с Европой, то с Востоком, то с Евразией, то со всем миром, словно своего пути у неё быть не может. Мечется она, огромная, то влево, то вправо, и если взглянуть на русскую историю, то так и получается. Но ведь что-то заставляет ее держаться на какой-то одной, верной основе, возвращает маятник опять к центру? А ещё говорят о пути цивилизации…

А что такое цивилизация и, особенно, цивилизованность? Что под цивилизованностью понимает западный мир, который считает себя самым цивилизованным? Достижения комфортной жизни? Возможность цивилизованным бомбить нецивилизованных? Например, Югославию в центре Европы… Или цивилизованность - это когда русских недоцивилизованных журналистов убивать можно, а их французских коллег нельзя? Невольно задаешься вопросом: а по пути ли нам с такой цивилизацией, которая с прогрессивным восторгом летит в ад и готовит пути грядущему Антихристу? И если весь мир хромает, совсем не обязательно идти с ним в ногу.

Что же остаётся основой, на которой стоит мечущаяся и страдающая Россия? По моему скромному разумению, основу эту составляют вера, язык и слово. И особую роль на протяжении всей истории России, огромную роль в формировании и укреплении этой основы играла русская литература. При этом настоящая литература так или иначе вела к Богу, а другая, может, и даже талантливая, вела к той самой цивилизованности, о которой сказано выше. А среднего пути, между ними – быть не может. Путь теплохладности отрицал сам Бог, и говорил Спаситель: либо «да», либо «нет», остальное от лукавого.

Все великие писатели России были людьми верующими. Это просматривается не только в бессмертных текстах, но и в стремлении к бессмертной жизни. А, как известно, в вечную жизнь переходят только через смерть. И посмотрите, прочитайте о последних днях Пушкина и Достоевского… Раскаяние и причастие… Великий Пушкин испускает последний вздох с именем Спасителя на устах. Гоголь, умирая, видит Небо и просит лестницу… Романтик Александр Грин, в произведениях которого, казалось бы, нет прямого присутствия Бога, был верующим человеком, и на вопрос Юрия Домбровского ответил, что он верующий. И в день смерти, который он, как и Достоевский, предвидел, пригласил священника, покаялся и причастился… Звал священника и Толстой, да было поздно…

Жива ли русская литература?

- Что, на ваш взгляд, нужно сделать для популяризации местной, югорской литературы? Каких местных авторов вы можете выделить из общего числа? Какие произведения современных российских авторов можете отметить?

- Популяризация – слово не литературное. Писатель должен иметь читателя! Из югорских авторов назову Владимира Волковца, Дмитрия Мизгулина, Еремея Айпина, Николая Коняева… Это передовой отряд. Произведения современных авторов? «Лавр» Евгения Водолазкина, «Не своя чужая смута» Захара Прилепина, «Мысленный волк» Алексея Варламова, «Любовь, исполненная зла» Станислава Куняева, все романы Юрия Козлова… Простите, длинный список получится, потому что русская литература жива и чувствует себя с нравственной точки зрения куда как лучше, чем западная.

- Что сегодня происходит с литературой? Что в вашем понимании хорошая литература, а что – плохая? Не секрет, что сегодня по обложке и даже фамилии автора это угадать невозможно.

- Хорошая литература - талантливая, интересная, грамотная; плохая – полная противоположность. С западной литературой происходит целевая нравственная деградация, русская литература (в лучших ее образцах) процветает, и немало переводится на иностранные языки. Но в наших магазинах наблюдается почему-то экспансия именно западной и бульварной литературы. Мне говорят про спрос, но я наблюдаю, как эти книги пылятся там месяцами…

Библиотекари не врут?

- Педагоги, работники библиотек все чаще говорят о том, что подростки и молодёжь мало читают, не знают классики. Так ли это? Может, классика действительно устарела?

- Классика не может устареть, на то она и классика. А вот народ поглупеть, к сожалению, может. И это печально. Есть статистика, что сегодня пятая часть подростков стесняется, когда их видят с книгой. Это печально. Это нонсенс. Это сигнал. А библиотекари не врут. Юношам всё заменили гаджеты, айпады и айподы. Но я знаю немало молодых людей, которые читают. И читают серьезную литературу. Меня иногда успокаивают, то 40% англичан вообще в жизни ни разу не брали в руки книг, но пусть это успокаивает англичан, меня это беспокоит. Что делать? Бороться за чтение. Бороться за имя самой читающей нации.

- Как вы создаёте произведения? Когда к вам приходит Муза, в каких условиях, при каких обстоятельствах?

- Бог посылает. Обстоятельства – помеха для слабаков. Пушкин говорил: ленивый ум не посещает вдохновение… А мой друг, сербский писатель Горан Петрович, на такой же вопрос студентов ответил так: если к вам придет человек, который скажет, что он знает, как написать книгу – он точно не писатель.

- Когда вы порадуете своих читателей чем-то новым? Над чем вы сейчас работаете?

- Пишу роман «40 дней. Русская исповедь». О жизни после смерти… Работа сделана на две трети. Когда завершу? Одному Богу известно. Очень тяжело дается, текст рвёт душу. Надеюсь, то же самое будет происходить с читателем.

Порорвёмся?!

- Литературное творчество сложно совмещать с депутатством? Кто вы больше: педагог, журналист, писатель, чиновник?

- Я бы разместил в таком порядке: писатель, учитель, журналист, депутат… А последнее заменил бы на «общественный деятель». Все-таки, писать я начал в семь лет. И сразу – роман…

- Как часто вы встречаетесь со своими югорскими избирателями? С какими проблемами они к вам обращаются? Насколько они типичны? Как и чем Вы им помогаете? Какие проблемы решаете при помощи средств из своего фонда?

- С избирателями я встречаюсь раз в месяц и – по телевизору. До тех пор, пока выходила моя рубрика «Между тем» в программе «Эпицентр». Теперь вот сократили. Телекомпанию понимаю, у нее финансовые сложности. Обращения самые разные: от бабушки - вставить окно, до иностранца - помочь с гражданством в исключительном случае. Часто требуется чисто юридическая помощь, иногда - давление на местных чиновников. Если я начну перечислять, чем помог из депутатского фонда, потребуется вся газета. Приведу просто примеры: ежегодно отправляю детей по патриотическому маршруту в Болгарию, посещают Шипку, Варну, памятник Алёше и отдыхают. Помог межшкольному комбинату приобрести станки. Издал дюжину книг. Закупал спортивное оборудование. Ну и… те самые бабушки, ветераны, инвалиды… Вот от этого я своей работе, простите за сленг, получаю кайф - оттого, что могу помочь. Но так бывает, к сожалению, не всегда. Тогда долго давит чувство невыполненного долга. Больно. Реально больно.

- Какие окружные проблемы на сегодня вы считаете самыми актуальными?

- Все. Для правительства не бывает неактуальных проблем. Но более беспокоит снижение добычи углеводородов. Но верю - победим. Это не тупой оптимизм. Это настрой. Иначе - ради чего всё? Ради чего превращать Югру в зону комфортного проживания и культурный центр? Прорвёмся!

Блиц

- Последняя прочитанная книга?

- «Лавр» Евгения Водолазкина… Хотя я всегда читаю 3-5 книг одновременно. Но его назову первым.

- Жизненное кредо?

- Если весь мир хромает, совсем не обязательно идти с ним в ногу.

- Какое событие из последних задело за живое?

- Донбасс, Сирия…

- Ваше самое большое достижение?

- Учиться любить.

- Без чего немыслим ваш день?

- К сожалению, без сигарет… И музыки.

- Оптимист, пессимист или реалист?

- Просто верующий. Поэтому все три определения для меня ничего не значат. А вообще, я романтик.

- Если появится свободный час, как потратите?

- Выбор невелик: почитать, поработать над романом, обнять и целый час не отпускать супругу, научить сына водить машину, а, может, попытаться посмотреть фильм... Повидать больную мать. А можно просто уехать на природу и тихо созерцать. И… помолиться. Можно, конечно, и напиться. Тупо, неправильно, но иногда необходимо. Но лучше - либо обниму жену, сына и дочь, или пойду к духовнику. Душа болит независимо от того, работаешь ты или у тебя есть час.

Смотрите также: