Примерное время чтения: 5 минут
683

Сергей Козлов: Легко ли быть писателем в современной России

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 7. АиФ-Югра 11/02/2015

«Художник или писатель не должен быть голодным, он должен быть не закормленным», - считает югорский писатель Сергей Козлов и признаётся, что ему никогда не удавалось прокормить семью на гонорары от своих произведений. Творчество приходилось совмещать с работой сторожа, учителя, директора школы, журналиста и даже депутата.

Банкир важнее поэта?

- Сергей Сергеевич, сегодня писатели хорошо живут?

- Писатели живут плохо, потому что государство ещё в 90-е годы опустило статус литератора ниже плинтуса. Банкир стал важнее поэта. Закон «О творческих союзах» в Госдуме не могут принять уже 20 лет. Многие творческие личности, когда пишут книгу, нигде толком не работают. По документам являются «тунеядцами», и по выходу на пенсию получают копейки. В Югре чуть легче. Есть писательская надбавка и губернаторские гранты, которые позволяют авторам хоть как-то держаться на плаву. Но, есть и другая сторона медали. В советское время попасть в Союз писателей было очень сложно, теперь легко – поэтому корочки писателя обесценились вместе с союзами. Сегодня в них огромное количество графоманов. Лишь четверть писателей издают достойные книги. Остальные - портят драгоценную бумагу. В Югре, как и по всей России, достаточно и тех и других.

Досье
Сергей Козлов родился в 1966 году в Тюмени. Закончил местный университет по специальности «история». Член Союза Писателей России с 1999 года. С 2007 года преподаёт на кафедре журналистики ЮГУ (доцент). Член Союза журналистов России. Депутат Тюменской областной думы. Автор более 20 книг. Самая известная – «Мальчик без шпаги» (по повести снят фильм). Сценарист. Много печатается. Лауреат множества российских и международных конкурсов и премий. Среди них: премия международного конкурса литературы для детей и юношества имени А.Н.Толстого (2006), международная премия имени В.П.Крапивина (2006), премии имени П.П.Ершова и имени Д.Н.Мамина-Сибиряка (2011). Женат.

-  В России был и «золотой», и «серебряный» век литературы. А что сейчас?

- Это весьма условные понятия. В начале XX-го века люди тоже думали, что мы катимся вниз. Но была не менее великая советская литература. Русская литература не исчезла и с развалом СССР. Просто в 90-х годах публика перестала читать классику и перешла на низкопробные романы, что породило огромное количество тех самых графоманов. Было время, когда я боялся, что писателей станет больше чем читателей. Хорошо, что мы до этого не дошли. В последние годы количество читающих людей выросло. Более того, читатель помолодел. Даже появился слоган «Читать модно», хотя он мне не нравится. Я бы заменил его на «Читать нужно». Хотя со вкусом у народа пока слабовато. В магазинах - засилье коммерческой литературы. Но и это не беда. Книги Пушкина при жизни автора издавались тиражом 1200 экземпляров, хотя были и другие, более популярные бульварные авторы. Вот только где они сейчас, кто о них помнит?

- Как вы для себя решаете, плохой перед вами автор или хороший?

- Я верующий человек. По-моему, хорошие писатели ведут читателя к «Писанию». Уродливые - уводят от него. Привлекают читателя, удовлетворяя  его низменные желания. Описывают эротические сцены, сцены насилия. Настоящий литературный герой учит читателя быть лучше - преодолевать преграды, любить свою семью и Родину. Проблема большинства современных писателей в том, что они не читают других авторов. А между тем нужно много читать и владеть русским литературным языком. Лишь чтение формирует образное мышление. Сейчас россияне пытаются мыслить патриотически. Но чтобы быть патриотом, нужно знать русскую философию, жития святых, и, главное, свою историю. Без этого нам скоро докажут, что не Россия выиграла Вторую Мировую войну, а «капитан Америка».

Защита от беспредела

- Кинорежиссёры Михалков, Бондарчук, Шахназаров хотят вернуть на экраны мат. Есть писатели, которые их поддерживают. А вы к этому как относитесь?

- Художественная цензура не означает  «всё запретить». Она защищает человека от беспредела, хамства и секспросвета. Иной раз встречаю автора «шедевра»,  где мат на мате и спрашиваю: «Ты бы хотел, чтобы твои дети это читали?», - он глаза опускает. – «Так что же ты пишешь?».  Я принимаю брань, как художественное допущение. Но это должно быть оправдано. У Шолохова в романе «Тихий Дон» есть крепкие выражения, но они идеально вписаны в произведение. Нельзя допускать чтобы мат стал чем-то обыденным. Писатель должен отвечать за свои слова.

- Политики тоже. Не сложно совмещать литературное творчество с депутатской деятельностью?

- Нет. Я встретил множество достойных людей: учителей, спортсменов, врачей которые по-настоящему сопереживают своему народу. Зная неповоротливость бюрократической машины, они зачастую достают деньги из своих далеко не огромных депутатских зарплат и отдают их нуждающимся. Тем же старушкам на лекарства. Они никому об этом не говорят. Не делают пиар на людском горе. А есть те, кто пришёл в политику из бизнеса и любят только деньги. А деньги портят людей. Для меня депутатство - новая сторона жизни и когда-нибудь я о ней напишу.

 

 

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах