Шедевры «Сибирской Третьяковки». Коллекция искусства в таёжной глуши

Работники музея выяснили, что молодой человек на портрете – Александр Гельфердинг © / ОТРК Югра

Не иначе как «Сибирской Третьяковкой» называют жители Югры и искусствоведы Государственный художественный музей в Ханты-Мансийске. Это может показаться нескромным, но ровно до тех пор, пока не увидишь собственными глазами собранные в музее картины. А есть здесь и Шишкин, и Левитан, и Айвазовский и более ранние – Кипренский, Тропинин, Рокотов...

   
   

Но как попали подлинники в сибирскую глушь?

Обратно в Россию

Работники музея называют свою коллекцию небольшой. В фондах содержится около пяти тысяч экспонатов. Это с учётом двух филиалов – дома-музея Владимира Игошева и галереи Геннадия Степановича Райшева. Коллекция отражает основные этапы развития русского искусства от начала XVIII века до тридцатых годов века XX. Постоянная экспозиция – иконопись XV-XIX вв. Изображения святых и мучеников, евангельские сюжеты. Каждый экспонат уникален и бережно сохранён.

История коллекции русского искусства началась в середине 90-х годов прошлого века. «Она собиралась на различных крупных аукционах, как правило, в Лондоне. Благодаря дарам крупных энергетических компаний, банков, известных людей. И уже к началу двухтысячных годов коллекция стала очень интересной по своему составу и известной не только в округе», – рассказывает главный хранитель музейных предметов Государственного художественного музея Надежда Сухорукова.

Около выкупленных за рубежом и переданных в дар музею картин размещают особый знак – паровозик. Этот символ обозначает возвращённую в страну работу.

Кто вы, молодой человек?

Бесценное художественное наследие нужно не только сохранить, но и детально исследовать экспонаты. Например, есть в музее «Портрет молодого человека» кисти русского живописца Николая Ге.

   
   

Коллекция музея собиралась на крупных аукционах, как правило, в Лондоне…

«У портрета довольно загадочная авторская подпись. Есть автограф художника, есть дата – 1862 год, и указано место: «Спб» – Санкт-Петербург. И в этом есть определённые разногласия, потому что в 1862 году Николай Ге не мог быть в Петербурге, он был в Италии», – объясняет Надежда Сухорукова. А главный вопрос: кто изображён на портрете? После изучения различных источников, исторических фактов, сверки фотографий работникам музея удалось приблизиться к разгадке тайны. На портрете – троюродный брат художника Александр Гельфердинг, российский дипломат, фольклорист, славяновед, один из крупнейших собирателей и исследователей былин. Братья были близки к кругу Александра Герцена и Бакунина в Италии, где они жили.

Таннер так не умел…

Ещё одна важная задача научных сотрудников – сделать так, чтобы коллекцию увидели люди. Привести посетителей в музей.

Новое время требует особых подходов к шедеврам отечественной и мировой живописи. Например, древним людям, изображённым на масштабных графических эскизах Виктора Васнецова, придали немного динамики, «оживив» их с помощью современных технологий. Создаётся ощущение, что отдельные фигуры охотников, рыбаков и людей, изготавливающих орудия, двигаются. Это делает триптих ещё более масштабным. Кстати, картины Васнецова долгое время находились в частном собрании в Стокгольме. Их выкупили в 1997 году для коллекции русского искусства в Ханты-Мансийске. Так древние люди Васнецова вернулись в Россию.

Во время пандемии, когда музеи уходили в онлайн, в «Сибирской Третьяковке» тоже проводили видеоэкскурсии. Делал это специалист по связям с общественностью Демури Апаликов. В музее он советует обратить особое внимание на картину «Морской вид с маяком и парусниками» Филиппа Таннера и на работы его ученика – Ивана Айвазовского: «Ночной Константинополь» и «Раннее утро на берегу моря».

«Обратите внимание на то, как Айвазовский изображает море, воду. Будь-то масштабная картина, будь-то совсем маленький ночной Константинополь, мы видим отражение в этой воде всего сущего, мы видим, что море живое. Вы меня извините, но Таннер при всём уважении так не умел», – рассказывает Демури.

Пополнение фондов музея новыми работами продолжается.

«В этом году мы очень серьёзно пополнили современную коллекцию, коллекцию советской живописи, графики и скульптуры. Благодаря сотрудничеству на основании приказа Министерства культуры Российской Федерации мы получили 112 произведений. Сотрудники провели огромную работу не только по описанию атрибуции, но и по планированию, что дальше будем делать с этой коллекцией. Безусловно, это будут новые тематические выставки», – уточняет директор Государственного художественного музея Светлана Зонина.

Посещение музеев с подробным изучением каждой работы (некоторые называют это диалогом с картинами) не самая простая задача. Но надо настроить себя на восприятие красоты. Тем более что в Югре есть где это сделать и есть на что посмотреть.