Основам каких культур и этики учат наших детей?

   
   

Зло сделать легче

Отбросив все толки и пересуды, корреспондент «АиФ - Югра» решила на практике узнать, что же за основы «укладывают» в головы подрастающих югорчан. Выбор пал на общеобразовательную школу № 2 в Ханты-Мансийске, урок основ светской этики в 4 «А» классе.

- Добро и зло творить всегда во власти всех людей, но зло творится без труда, добро творить трудней, - спокойным, мелодичным голосом начала беседу учительница. - Как вы думаете, ребята, почему?

- Всегда легко сломать что-то, ударить кого-то, - живо отвечает белобрысый мальчуган за соседней от меня партой, - а починить трудно!

- Зло сделать легче, - уверенно вторит ему девочка в очках за второй партой.

Все ребята, делясь своим мнением, были единодушны, а я, почувствовав себя совсем маленькой, такой же вот школьницей, задумалась, почему мы совершаем те или иные поступки. 

На мой вопрос ответила Наталья Валентиновна:

   
   

- Итак, все наши поступки - это отражение нашего самочувствия, отражение нас. В каждом человеке есть доброе и злое начало. И прежде чем выбирать свою дорогу в жизни, нам нужно понять, что же такое «добро» и что такое «зло», как их различать, а также стремиться воспитывать в себе добрые качества.

Всё настолько просто и открыто, что можно легко поделиться своими мыслями. Поэтому на протяжении 45 минут ребята искренне и подробно рассуждали о том, почему у Бармалея и доктора Айболита разные цели в жизни, сравнивали антонимы мир - война, добро - жестокость, правда - ложь, немного смущаясь, делились своими уже совершёнными добрыми поступками и думали о том, почему так важно делать добро. Педагог мастерски в продолжение темы использовала аудиовизуальные возможности: музыкальные композиции и мультфильм о добре не только настраивали на позитив, но и помогали творчески подходить к заданиям.

Урок подошёл к концу, но никто не бросился сломя голову к двери, боясь пропустить перемену. Ребята с любопытством посматривали на меня, словно ожидая, когда я уже примусь расспрашивать их о предмете. Первым руку поднял мальчик в ярко-синей рубашке. 

Андрей:

- Мне всегда здесь очень интересно! Мы говорим о добре и зле, о нашей стране, о многом… Нас слушают и дают творческие задания, я хотел бы больше таких уроков!

- А я очень люблю презентации, - послышался тихий голосок светловолосой Марины с соседнего ряда, - каждый раз я узнаю что-то новое, много думаю о том, что мы обсуждаем. Вот сегодня поняла, что буду стараться делать только добрые поступки!

Камень преткновения

Зачем, кто и почему? Три вопроса возникли в моей голове после посещения урока основ светской этики. За ответом на них я обратилась к директору школы № 2 Алексею Николаевичу Лобанову, заместителю директора по начальной школе Ольге Владимировне Куклиной и учителю начальных классов Наталье Валентиновне Бакиевой.

- Предмет «основы религиозных культур и светской этики» нов для всех, однако и мы, и родители отнеслись к его введению спокойно, - отметила Ольга Владимировна. - Несколько раз, прежде чем остановиться на каком-либо из модулей, мы проводили родительские собрания, приглашали представителей различных конфессий, подробно рассказывали о предмете, знакомили с программой курса и содержанием тем. 

И если в феврале прошлого года при выборе между 6 модулями у родителей был большой разброс, то уже в апреле 2012 года они остановились на 3 модулях - 

светской этике, православии и мировых религиозных культурах. Сейчас эти курсы преподаются у нас по часу 1 раз в неделю. Кстати, 56 человек из 90 выбрали основы светской этики.

- Все модули согласуются между собой педагогическими целями, задачами, стремлением к формированию у школьников младшего возраста нравственного поведения, основанного на знании и уважении культур и религиозных традиций России. Первые и последние два часа у каждого курса общие, затем ученикам нужно будет представить свои проекты.

Возможно, школьники будут защищать их все вместе, чтобы была возможность для обмена знаниями и построения диалога. Для того, чтобы детям было комфортно изучать новый предмет, его было решено отдать учителям начальных классов: они постоянно работают с детьми и  наиболее близки к ним. Каждый из педагогов прошёл курсы повышения квалификации - 72 часа, - добавляет Алексей Николаевич. - На сегодняшний день отрицательных отзывов от родителей нет, но после первой четверти мы проведём опрос, чтобы узнать их отношение к предмету.

Объединяющее начало

- Каждый из модулей носит культурологический характер, рассказывает детям о мире, о духовных ценностях, семье… 

В каждом из них есть нечто общее - основа. Но, к примеру, если светская этика и мировые религиозные культуры знакомят ребёнка в общих чертах с каждым из постулатов, то те же основы буддизма объясняют добро уже несколько с иной точки зрения. А мы не можем игнорировать тот факт, что в наших классах учатся представители различных конфессий, - поделилась Наталья Валентиновна. - 

Дети здесь не просто слушатели - они активные участники. Мы играем, ходим на экскурсии, всегда открыты для новых форм построения урока.

- Если говорить именно о светской этике, то этот предмет общеразвивающий, - добавил Алексей Николаевич. - Дети получают представление обо всех религиях и общечеловеческих ценностях. Конечно, у родителей всегда есть возможность перейти с одного модуля на другой. Однако темы в каждом из них перекликаются, они родственны друг другу. Думаю, основы религиозных культур и светской этики однозначно принесут положительные плоды. 

Моей дочери всего три года. Некоторое время назад, узнав о новом предмете, я была, как и многие родители, очень возмущена: кто будет говорить нашим детям о религии, нормах морали, нравственности? Священник? Простой учитель? Можем ли мы полагаться на них, ведь они субъективно рассказывают ребёнку о многих важных в жизни вещах.

А сегодня побывав на уроке, полистав учебник по светской этике, поняла, что ничего плохого в предмете нет. Школы не растят новых Онегиных и Базаровых. Учителя стремятся рассказать детям о совести и добре, морали, культуре, нравственности. Но это формула не будет работать без участия родителей. Ведь с самого детства, какой бы религии родители не придерживались, это их задача - настроить духовные ценности своего чада.

 

Смотрите также: