Одна моя знакомая, собирая на днях в школу своего малыша-первоклассника, сказала: мне страшно. Я понимаю её. Стремительно меняющийся мир требует нового человека, с новыми знаниями. Приходя в школу, будущий гражданин этого мира вправе требовать новых знаний от учителя. Есть свои чаяния и у родителей, желающих своему ребёнку хорошего, правильного будущего. Есть чиновник, который, обеспечивая связь между звеньями этой цепи, обязан сработать так, чтобы «не было обидно и больно…»
Как найти и сохранить баланс этих равнозначимых частиц единого целого?
Ожидания
Ни для кого не секрет, что школа сегодня больше похожа на штаб военных действий: успеть это, не опоздать туда, отчитаться за то… За каждодневной суетой учитель вот-вот перестанет успевать… учить. Нет-нет, арифметика, история и литература никуда не денутся, исчезает нечто иное - одухотворённость, сам дух учительства. Поэтому в потоке убедительных цифр, постулатов и рейтингов каждому хотелось услышать, что помнят и о нём, учителе, о его нуждах, чувствах, желаниях.
Поговорить о духе учительства, сверить, так сказать «часы» и обсудить задачи на предстоящий год педагоги Югры собрались на традиционном августовском совещании, которое прошло в Сургуте. В его работе поучаствовала и губернатор Югры Наталья Комарова.
«Слова, которые звучали со сцены, с круглых столов, совпадают, накладываются на ожидание, состояние учителей, - делится своими впечатлениями директор Мегионской школы №9 Михаил Макаров, - Мы все становимся свидетелями того, что образовательная среда в округе переходит на другой уровень, на качественный - это вот когда мы все будем объединены желанием, порывом слышать учителя, мнение его учитывать, принимать коллегиально. Слышать ученика. Мотивация щкольника - самому учиться - зависит от заботы о нём, тогда он будет раскрывать свой потенциал. Состояние учителя тоже должно быть очень одухотворённым. Тогда случится примыкание. Сегодня мы все услышали, что регламентировать вот так вот жёстко никто не намерен. И это радует».
«Мне понравилось то внимание педагогам, которое уделяется сейчас, и это достаточно заметно. Но самое главное - прозвучало обещание не требовать, а создавать условия», - говорит заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы №1 Пыть-Яха Евгения Ананьина.
Жить со скоростью ребёнка
Моделирование развивающей среды, предпрофессиональные пробы, кванториумы, инклюзивное образование… Стремительно меняется не только лексика современного педагога, меняется мировоззрение. Реализация новой модели системы дополнительного образования подразумевает создание в Югре целой сети детских технопарков, наука будущего - робототехника - уже вовсю осваивает югорское пространство...
«Надо успевать, и в этом трудность для педагога. Сейчас очень много новаций. Но, поверьте, дети готовы к тому, чтобы принимать новое. Они другие сейчас, мир по-другому понимают и воспринимают. И пространственное восприятие совершенно другое у детей. Им не трудно, они очень сейчас динамичны, очень вдумчивые и мыслящие. И им интересно с педагогом, который рядом точно такой же. Ну, и школа, наверное, сейчас требует ребёнка нового. Вдумчивого, обучающегося на месте, - считает заведующая детским садом в Лангепасе Наталья Денисова.
Человечность - главный предмет
Современные дети торопятся жить в будущем. Это потом жизнь разделит их на тех, кто построит терминаторов, и тех, кто будет искать лекарство от рака. Прогресс - не зло. Всё дело в том, как пользоваться его плодами. Нельзя запретить человеку познавать и эволюционировать, но можно научить ценить жизнь, с уважением относиться к другим людям. Это - задача образования (от слова «образ», «лик»).
В своём выступлении на учительском совещании губернатор Югры Наталья Комарова упомянула золотого медалиста международной олимпиады в Гонконге, победителя всероссийской олимпиады, уральского гимназиста Никиту Семенина, сокрушавшегося об ушедшей на пенсию учительнице, Зое Григорьевне Козловской, которая «его сделала».
«Такая позиция как у Никиты - это самая правильная и достоверная, самый чистый рейтинг, какой только может быть» - сказала глава региона.
Думается, не только знания дала Никите та учительница, но, в первую очередь, - человечность. Предмет человечность не должен исчезнуть из расписания современной школы. Потому что это жизненно важный предмет. Тех, кто умеет преподавать этот предмет, необходимо бережно холить и лелеять. Справятся ли они с потоком информации, которая несётся на современную школу с космической скоростью? Они постараются.
Потому что каждому из начинающих свою жизнь в современной школе, с её многочисленными инновациями и рейтингами, всегда будет необходима своя Зоя Григорьевна Козловская.
Светлана Любчик, участница августовского совещания из Нижневартовска, волнуется, как быстро перестроятся педагоги со стажем:
«Конечно, это очень сложно, но можно. Те управленческие команды, которые есть в образовательных учреждениях, должны помочь перебороть или переступить этот барьер. Если команда хорошая, быстро реагирует на новшества, то это может пройти безболезненно. На совещании меня порадовало совершенствование безбарьерной образовательной среды. Было представлено очень много вариантов: решений мебели, перестройки самой образовательной среды, как возможно организовать её для детей разного уровня, с ограниченным здоровьем. У нас есть такие дети и им оказывают помощь».
Молодым везде дорога…
Количество молодых учителей до 25ти лет, пришедших в школы Югры, постоянно растёт, - заметил в своём докладе московский гость, главный редактор «Учительской газеты» Пётр Положивец. - Меня удивили цифры: если в 2013м году учителей до 35 лет было всего 20%, то уже в 2015м году их стало более 22%. Ещё более радующая динамика касается молодых учителей в возрасте до 30ти лет. В 13м году их было 11%, в 15м году их стало уже более 14ти %...
Молодые учителя сегодня хотят не только учить, но и учиться: деловой этике, культуре речи и корпоративной культуре. Они хотя знать правила делового имиджа и актуальное трудовое законодательство… Они полны энергии и новых, современных знаний.
Педагог-организатор школы №1 Пытья-Яха Александр Соркеня пришёл в школу всего год назад. Уходить пока не собирается:
«Наше руководство даёт возможность развиваться молодым педагогам, даёт поле для развития, и самое главное: дети откликаются. Они уважительно относятся к молодым педагогам. Я чувствую себя легко, это моё».
Система образования Югры развивается очень динамично. Округ одним из первых выполнил наказ Президента РФ к 2016му году стопроцентно закрыв потребности в детских садах от 3х до 7и лет; в рейтинге ТОП-500 лучших садов России каждый пятый садик - югорский. Югра становится российским трендом и в образовательной сфере.
К 2025му году наши школы перейдут на обучение в одну смену. А значит, появится ещё больше возможностей вырастить современное, достойное поколение югорчан. Требуется ещё 105 школ. И много учителей. Разных.
Пусть мы опять будем лучшие. Но пусть это будет не ради рейтингов.