Семья в привычном понимании сейчас меняется, много примеров гражданских браков, неполных семей, семей с приемными детьми. Как церковь смотрит на эти перемены, и в чем готова по мере сил участвовать, мы спросили у настоятеля храма преподобного Ефимия великого сельского поселения Шапша, иерея Евгения Набокова в преддверии дня семьи, любви и верности.
«По плодам узнаете их…»
- Как Церковь помогает людям организовать свою жизнь в изменившемся мире?
- В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви (документ принят Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви уже 17 лет назад) сказано о том, что «Церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака, основываясь на словах Господа Иисуса Христа: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает… Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф.19:6, 9). Развод осуждается Церковью как грех, ибо он приносит тяжкие душевные страдания и супругам (по меньшей мере, одному из них), и особенно детям. Крайне беспокоит современное положение, при котором расторгается весьма значительная часть браков, особенно среди молодежи. Происходящее становится подлинной трагедией для личности и народа. В связи с этим Церковь разработала программы оказания помощи нуждающимся по различным направлениям социальной деятельности (благотворительность, социальное служение, поддержка института семьи). Очень важно общение с молодым поколением. Силами межрегионального молодежного общественного движения «Югра Молодая Православная» организуются различные акции: «Много деток хорошо», «За жизнь», «Свеча памяти Свеча надежды» в поддержку многодетных и малообеспеченных семей, акции по предотвращению совершения абортов. - Кстати, священнослужители много работают с женщинами, решившимися на аборт. А бывали ли случаи, когда Церковь соглашалась, что аборт для этого конкретного человека - лучший выход? - В моей священнической практике таких случаев не было. Я не знаю священника, который благословил бы на аборт.
- У нас в России очень много христиан, и в то же время очень много сирот. Как можно объяснить эту ситуацию?
- Во-первых, действительно, много людей в нашей стране, называющих себя православными христианами. Но здесь нужно понимать, что есть люди, которые являются христианами по названию или по факту совершившегося когда-то Таинства Крещения, но не участвующие в жизни Церкви, Ее Таинствах и обрядах, не знающие Православного вероучения, догматов (правил) Церкви, и есть те христиане, которые действительно и действенно являются членами Церкви, живут согласно христианскому вероучению и нравственности, заповедям Божиим. Поэтому я не вижу связи количества христиан в нашей стране и количества сирот. А во-вторых, очень много людей в нашей стране, которые исповедуют иные религии или не исповедуют вообще. Поэтому здесь вопрос не в количестве христиан и сирот, а в том, как ведется работа по сохранению семьи. Тысячи брошенных детей свидетельствуют о глубоком нездоровье общества. Церковь видит важнейший свой долг в укреплении семьи и в осознании родителями их призвания.
Испытание жертвой
- В наше время часто заключаются межконфессиональные браки. Раньше это не приветствовалось, но сейчас - это жизненный факт. Что сегодня говорит батюшка паре, которая приходит с просьбой поженить, например, православного и католика?
- Безусловно, общность и единство веры супругов явл ется основой подлинно христианского и церковного брака. Отсутствие единомыслия в вере представляет серьезную угрозу целостности брака (например, вопрос воспитания детей в той или иной религиозной культуре). Однако Церковь с уважением относится к браку, в котором лишь одна из сторон принадлежит к православной вере. Апостол Павел об этом пишет так: «Неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1Кор.7:14). В соответствии с древними канонами, Церковь не освящает венчанием браки, заключенные между православными и нехристианами, но признает их законными. Когда православный и ка толик приходят к батюшке с просьбой поженить их, то священник, скорее всего, в первую очередь, отправит их в ЗАГС, а повенчает их только тогда, когда су пруги будут едины в вере, то есть, в православии.
- Какое самое сложное испытание Вы видите для молодой семьи, с которым она должна справиться?
- Самое сложное, я думаю, это научиться жертвенности. Ведь «люблю» - это когда мое «я» остается где-то позади. Опыт семейной жизни должен научить человека преодолению греховного эгоизма. Именно в семье должно формироваться и крепнуть правильное отно шение к ближним, а значит, и к своему народу и Отечеству.
- Как Вы думаете, какой будет семья в недалеком будущем?
- Все будет в порядке, если люди, вступающие в брак, будут учиться терпению, взаимоуважению, жертвенности. Семьи будут крепкими, когда дети будут не обузой, а великой радостью. Не так все плохо сейчас. Молодые люди женятся, рожают детей, много молодых многодетных семей. Это говорит о том, что отношение молодежи к институту семьи существенно меняется.
Елена БАБЫКИНА
Смотрите также:
- Как в одной семье из Нягани уживаются ислам и православие →
- Как икона людей о пожаре предупредила →
- С божьей помощью и своими руками →