Татьяна Волдина: «Песня лечит»

Ирина Якунина / АиФ

   
   

Антропологи, этнографы и этнологи работают не только для сохранения и изучения культуры разных народов, но и исследуют такие важные современные проблемы, как урегулирование межнациональных отношений или, к примеру, необычные – феномен измененных состояний сознания.

Время открытий

- Татьяна Владимировна, вы - единственный ученый в Югре, кто представляет Ассоциацию медицинских антропологов. Мало кто знает, чем занимается эта наука, почему ее важно развивать в Югре?

- Медицинская антропология хорошо известна на западе с середины 1970-х гг. прошлого века, в России развивается с середины 2000-х годов. Занимается очень многими вопросами, связанными с сохранением здоровья в современном и традиционном обществе, в том числе, касающимися оказания медицинской помощи в культурах разных этносов. Помимо этого, современной в науке применяются междисциплинарные подходы, например, в антропологии сознания многие исследования ведутся на стыке психологии, медицины, антропологии, этнографии и других наук. Это позволяет изучать и объяснять многие явления, связанные с сакральными практиками, шаманством, более глубоко. В декабре 2016 г. в нашем институте состоялась всероссийская конференция, где я познакомила своих коллег с медицинской антропологией и антропологией сознания как новыми перспективными направлениями в российской этнологии, которые, безусловно, помогут глубже изучать народные традиции, в том числе и культуру обских угров.

- Есть народы, традиционная культура которых сохранилась и изучена лучше, чем у обских угров, например, вы упоминали о лечении звуком у китайцев – расскажите, какие знания получите, изучая такие явления, как они помогут обским уграм?

- Тема моего выступления на предстоящем симпозиуме по медицинской антропологии в Москве в конце июня связана с песней, которая занимает важное место в культуре ханты. Известно, что благодаря сохранившимся канонам в их исполнении (запрету на перестановку порядка слов и прочему), ритуальные и даже обычные песни обладают особым экстатическим воздействием на сознание исполнителя и слушателей. Ханты и манси верят в связь с предками и миром духов, и содержание ритуальных песен сакральное. Поэтому песня использовалась как инструмент для исцеления. В исследованиях с участием доктора и хантыйской целительницы Е.П. Поворознюк в 1990-х гг. измерялись психофизиологические параметры людей (давление, пульс) до и после прослушивания записей ритуальных песен обских угров: «героических песен» и «песен духов-покровителей», записанных на хантыйском языке, при этом степень владения языком у слушателей была разная. Данные обследований свидетельствовали о значительных улучшениях в состоянии участников эксперимента. Но таких работ проводилось пока мало, и мне бы хотелось их продолжить.

Нужна смелость

- Некоторые ваши исследования связаны с изучением представлений о душе у обских угров – тема необычная, но медицинская антропология изучает еще более необычные феномены, к примеру, феномен измененных состояний сознания. Такие вопросы всегда соотносили с метафизикой, можно ли сказать, что теперь они поддаются научному анализу, в том числе медицинским наблюдениям?

   
   

- Представление о душе и перевоплощении у ханты и манси относится к области сакральных, потаенных знаний их предков. За понятием «сакральный», как правило, скрываются явления, связанные с необычными свойствами человека и окружающей среды. Например, при рождении человека «знающие» люди могут определить, кто из предков возродился. Эти знания - не для всех, и нужна смелость, чтобы взглянуть на запретные темы. До настоящего времени их изучали недостаточно, но я считаю, что именно они позволяют нам понять, как лучше сохранить здоровье коренных жителей, в том числе психическое (душевное), в непростых ситуациях, когда им приходится адаптироваться к современным условиям жизни. Наблюдается различие в психологическом состоянии коренных жителей, живущих в семьях на стойбищах, в сравнении с теми, кто оказался вырван из традиционной среды и воспитывался в интернатах, - многие из них социально неустроенные и психологически неустойчивы. Восстановление отдельных элементов культуры и частичное возвращение к традиции поможет им обрести утраченный баланс.

Что касается необычных или «измененных состояний сознания», то ученые – создатели направления «антропология сознания» - пришли к выводу, что такие явления, как сновидения и ментальные образы, поддаются «измерению». Одним из методов в их изучении, к примеру, может служить «анализ содержания контента». Известно, что значению снов уделяли внимание во многих традиционных культурах, а антропологические исследования, в свою очередь, помогли разработать приемы, которые используют современные психологи и психоаналитики.

-Какие еще вопросы требуют пристального изучения?

- Одно из направлений - сакральная терапия, которая недостаточно изучена. Без внимания остаются процессы, связанные с современным целительством у ханты и манси, живущих в городах, в сельской местности и на стойбищах. К примеру, диагностика и лечение при помощи огня: психологическое воздействие от ритуалов, очищающий эффект окуривания дымом березовой чаги, коры осины. В ближайшем будущем очень важно провести комплексное изучение народной медицины обских угров, пока она полностью не исчезла. А в целях развития медицинской антропологии в округе мне бы хотелось наладить сотрудничество с медицинской академией в Ханты-Мансийске.

Досье

Татьяна Владимировна Волдина – засуженный деятель науки ХМАО-Югры, ведущий научный сотрудник БУ ХМАО-Югры «Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок», кандидат исторических наук, доцент, живет и работает в Ханты-Мансийске. Научно-педагогический стаж составляет 24 года, автор около 140 научных статей и монографий по этнографии и фольклору обских угров, с 2014 года – член Ассоциации медицинских антропологов (АМА).

Смотрите также: