Как в Югре осваивают государственно-частное партнёрство

   
   

Суть её проста – бизнес строит дороги, больницы, детские сады за свой счёт (возможно, ищет инвестора или берёт кредит), а государство потом эти объекты выкупает. Но на деле пока плохо удаётся состыковать государственные интересы с коммерческими. Программа буксует.

Власть и коммерция – едины?

«Югра научит страну частно-государственному партнёрству» – под такими заголовками в 2011 г. вышли статьи, в которых журналисты бойко заявляли об участии югорской делегации во Всероссийской инвестиционно-строительной выставке. А теперь – тишина. «В пояснительной записке для Госдумы к проекту федерального закона о ГЧП в качестве положительных примеров перечисляются многие территории России, а Югры среди них нет», – объявила в сентябре депутат Наталья ЗАПАДНОВА. На интернет-портале «Государственно-частное партнёрство в России», где ищут инвесторов, есть и частный детсад в Перми, и авторазвязка в Смоленской области, и кинотеатр в Новосибирске, от нашего округа в перечне – лишь программа «Новая школа Югры». Она предусматривает строительство образовательных учреждений (общая стоимость – более 26 млрд. рублей). Хоть и со скрипом, но проект работает. 69 школ и детсадов к 2017 г. должны быть построены по системе ГЧП и обеспечить местами 10 тыс. дошколят. «Округу срочно нужны школы и детсады, но в бюджете нет столько денег, – разъясняет Василий ДУДНИЧЕНКО, заместитель директора Департамента экономического развития Югры. – Построенный объект государство выкупает по договорным ценам. Грубо говоря, если сегодня построить садик стоит 100 млн., а через 2 года – 110 млн., то мы отдадим за него только 100 млн.».

Окружной закон об участии в государственно-частном партнёрстве принят в 2010 г. Югорчанам уже были представлены мега-проекты: мосты через Обь (планируемые инвестиции – более 60 млрд. руб.); завод по переработке автопокрышек (полмиллиарда руб.), реконструкция Югорского рыборазводного завода (1 млрд. руб.), модернизация предприятия «Югра-плит» (4 млрд. руб.).

Проекты нужные и важные. Но уже 2013 год на исходе, а ни одна договорённость на финансирование и строительство ещё не оформлена. «Ищем инвесторов, – говорит Юрий КОРОЛЬСКИЙ, и.о. директора регионального центра инвестиций Югры. – Компании, которые выражают интерес, пока изучают условия сотрудничества, и документация готовится долго». К 2020 г. всё должно быть готово – успеют ли, если бизнесмены ещё прицениваются и думают о гарантиях?

Строить должны, но не обязаны

   
   

Итак, бизнес в очередной раз призван к социальной ответственности. Но, по определению из школьного учебника, предпринимательство – инициативная экономическая деятельность, направленная на получение прибыли. Будет ли она? От этого и зависит, насколько охотно в проекте станет участвовать бизнес. «Рентабельность объектов в каждом проекте своя, – говорит Юрий Корольский. – Ориентировочно – около 10%».

С одной стороны, сложно найти предпринимателя, полностью довольного «наваром», как велик бы он ни был. С другой – есть более прибыльные и менее рискованные направления: объекты торговли и досуга, жилищное строительство. «Цена, за которую округ собирается выкупать детсад, ведёт к убыткам для предприятия даже при всех заложенных в расчёты прибылях», – заявляя год назад Алексей АНДРЕЕВ, руководитель ДСК «Автобан» – участник ГЧП. На вопрос, какой тогда в этом интерес, последовал ответ: «Я – депутат окружной Думы, и это мой избирательный округ».

В мегионский садик «Умка», построенный «Автобаном», уже идёт набор детей. В этом году в Югре возведено ещё 4 детсада, до конца года сдадут ещё два. Но этого мало, ГЧП в Югре буксует – к такому выводу пришли депутаты окружной Думы в сентябре, прослушав правительственные отчёты. Владимир ЗАХАРОВ, директор УКС Нижневартовска, подтверждает: – «По всем ГЧП-детсадам в районе идёт серьёзное отставание от графиков, на некоторых работы остановлены совсем. Инвесторы – «ВНСС», «Альянстрансстрой». А очередь в детсады у нас – 3,5 тыс. ребятишек». В чём причина задержек? «Не так давно изменились требования к образовательным учреждениям по безопасности, комплектации, санитарным нормам, – объясняет Василий Дудниченко. – Инвесторы порой строят по проектам, написанным до 2008 г. А сдавать надо по новым требованиям, это вызывает трудности».

Но иногда задержки совершенно необъяснимы. «Три детсада строятся нынче по ГЧП в Нефтеюганском р-не, – говорит Александр ОСОВСКИЙ, первый зам. главы муниципального образования. – В сёлах Каркатеевы, Сингапай, пос. Пойковском. Но ни на одном сейчас строительство не ведётся. Инвестор, компания «Альянстрансстрой» (Москва), вложив много денег, сейчас не выходит на связь, не отвечает на наши звонки». Нефтеюганцы планируют обращаться к Губернатору. Одним словом, стопроцентной жизнеспособности ГЧП в Югре пока не наблюдается.


Дети не могут ждать

Алексей Андреев, депутат Думы Югры:

Любое новое дело всегда имеет сложности и встречает препятствия. Программа государственно-частного партнерства нова и не имеет аналогов в России. Она ускоряет решение проблемы, которую не решить только за счет бюджета. Дети не могут ждать 10 лет, пока им построят садики.

Моя строительная компания построила один и до конца года сдаст ещё два детсада по ГЧП. Проблем было много. Вначале формула расчета стоимости была одна, потом изменилась, что привело к убыточной выкупной стоимости. Но проблему оперативно решили.

Выявлена ещё одна проблема – длительные сроки запуска объекта в эксплуатацию. Если детсад выкупается по программе «Сотрудничество», то сначала проведут аукцион, потом объект передаётся в собственность округа, оттуда – муниципалитету, затем город должен ещё лицензию получить. И только тогда дети смогут пойти в детский сад. Это очень долго, процедуру нужно сократить до двух месяцев максимум! Кстати, для ускорения сроков запуска объекта мы инициировали внесение изменений в документы, чтобы инвестор не только построил детсад, но и укомплектовал его всем необходимым «под ключ».

Сегодня в основном отработаны все механизмы действия программы ГЧП, Но нередко затянуты муниципалитетами предоставление и подготовка земли под строительство социальных объектов. Бывает, что есть инвестор, готов строить, но негде. Либо же участки сформированы, проектная документация готова. Но на территории – жилые балки, которые город должен снести, а жителей – расселить.

Олег НЕСТЕРОВ, юрист (Ханты-Мансийск):

– Решая одну проблему, мы заработали себе другую. Хотели ускорить строительство детсадов, а оно затягивается. Дайте деньги муниципалитету, и он как заказчик построит садик, какой нужно. А частники ни перед кем не отчитываются, потом – недоработки, из-за которых объекты не принимаются, срывы графиков… По новой модели муниципалы должны заключать контракты с инвесторами, вести технадзор. Но это – всё равно что пригласить на кухню чужого человека варить борщ, а своя жена в углу стоит и пытается подсмотреть, не бросят ли яда в кастрюлю.

Думаю, ГЧП придумали, чтобы дать возможность заработать большему числу участников. Инвесторы пока не видят для себя большой выгоды. Зато в схему заказов введён новый участник – банк. И он в выигрыше при любом раскладе, ведь давать кредиты выгодно. «Пилёжку», которая сможет кого-то обогатить, тоже не исключаю. Не останется ли в накладе округ? За все эти садики и школы нужно будет расплачиваться, а бюджет – уже с серьёзным дефицитом, и госдолг Югры растёт…

Павел СИДОРОВ, директор Департамента экономического развития Югры:

– Федеральный закон о государственно-частном партнёрствеещё не принят, и это сдерживает реализацию ГЧП в округе. Надо устранить «конфликты» этой программы с антимонопольным законодательством.

Пришло время обратить внимание на социальное предпринимательство. В развитых странах оно занимает до 40%.

И здесь есть серьёзные проблемы, требующие решения, касающиеся долгосрочного сотрудничества власти и бизнеса. Ведь недостаточно построить объект, в идеале сам же инвестор должен использовать его, возмещая себе затраты. К примеру, частный детсад: построил – и оказываешь услуги населению.

Но большого интереса к такой форме сотрудничества нет, слишком жёстко законодательство регламентирует лицензирование и деятельность образовательных учреждений. Не каждый инвестор готов рисковать.

А КАК У НИХ?

В США и Англии государственно-частное партнёрство используется давно, а в континентальной Европе развивается последние несколько лет.

В Германии бизнес приглашают к сотрудничеству в сферах связи и информации, ЖКХ, действуют пилотные проекты – «Любекский туннель» и «Ростокская трасса».

В Швейцарии самые показательные примеры – частные железные дороги, совместные предприятия, ассоциации и фонды, в которых могут участвовать обычные граждане. Сегодня в сфере ГЧП в этой стране ежегодный оборот – около 25 миллиардов евро.

 

Смотрите также: