Почему заморожено строительство новой дороги из Югры на «большую землю»

Жители западных районов Югры давно ждут новой дороги на юг Тюменской области. И, судя по всему, ждать придётся ещё долго. Проект застопорился. И очень хочется надеяться, что временно.

   
   

Кто пойдёт навстречу?

Власти Югры временно приостанавливают проект строительства дороги, которая позволила бы проехать на «большую землю» через Урай, Междуреченский, Мортку, Нижнюю Тавду. Впрочем, винить в этом окружное правительство нельзя - свои обязательства Югра выполняет. Сегодня дорога уже построена до железнодорожной станции Тынкуль. А в 2017 году её планируют дотянуть до посёлка Куминский. Для этого нужно построить 35,4 км основной дороги и 6,1 км подъезда к самому посёлку.

Кстати
Сегодня в Югре разрабатывается ещё несколько крупных проектов по строительству дорог. Один из приоритетных - дорога «Унъюган - Коммунистический», которая позволит спрямить путь от Советского до Нягани. Также сейчас проектируется дорога «Приобье - Игрим». В этом году правительство округа планирует принять принципиальное решение о начале работ по строительству дороги на северо-запад Югры - от Игрима до районного центра Берёзово и дальше до посёлка Саранпауль. Это крупный и сложный проект, который округ может потянуть только при участии частного инвестора, заинтересованного в освоении ресурсов Приполярного Урала.

Куминский, где живут около 2800 человек, - последний югорский населённый пункт на этом направлении. Строить дорогу дальше - до границы региона - имеет смысл только в том случае, если соседи будут делать то же самое со своей стороны.

«Если тюменцы одновременно будут идти нам навстречу, мы продолжим строительство дороги до границы с Тюменской областью. Если они не найдут такой возможности, то естественно, поскольку после Куминского югорчане уже не проживают, мы остановимся», - говорила осенью 2015 года губернатор Югры Наталья Комарова на встрече с жителями Кондинского района.

С тех пор прошло полгода, и приходится констатировать - власти Тюменской области пока не могут сказать, продолжат ли они строительство в обозримом будущем.

Заместитель председателя Тюменской областной думы Геннадий Корепанов недавно прямым текстом заявил, что строительство дороги из Тюмени в Югру через Нижнюю Тавду находится под угрозой срыва.

   
   

«В прошлом году правительство автономного округа выделило на это 300 миллионов рублей, не освоено ни копейки, - возмутился депутат. - В этом году выделяется больше миллиарда. Но подрядчик - компания «Аэродромдорстрой» - ничего не делает, работы идут ни шатко, ни валко».

Средства выделяются по программе «Сотрудничество» - общей для трёх регионов «матрёшки». А заказчик работ - Главное управление строительства Тюменской области. Получается, что Югра, частично финансируя строительство, не может в полной мере его контролировать.

Стоит ли лезть в болото?

Подрядчик действительно имеет весьма скандальную репутацию. Но проект буксует не только из-за него. На данный момент тюменцы привели в порядок дорогу до Нижней Тавды, построили мост через реку Тавду вместо паромной переправы, проложили дорожное полотно до села Кускургуль и… упёрлись в непроходимые Куминские болота.

«Толщина торфа там достигает семи метров. Для строительства дороги весь этот торф необходимо убрать и отсыпать основание дороги песком, - говорит начальник областного управления автодорог Андрей Ковалёв. - Через эти болота по проекту проходят три пусковых комплекса общей протяженностью 70 км, то есть строителям предстоит колоссальный объём работ».

Тем временем, свердловский «ГипродорНИИ» предложил другой вариант - проложить дорогу западнее, в обход болот, по территории Свердловской области. Тем более, что дорога от Тюмени до свердловской Тавды уже есть, нужно только её реконструировать. Да, в итоге путь получится длиннее примерно на 100 км. Но зато дешевле на 5 млрд рублей. Да и что такое 100 км по сравнению с 600-900-километровыми крюками, которые автомобилистам запада Югры приходится делать, чтобы добраться до Тюмени?

В общем, тюменцев такой вариант вполне устраивает. Югорчан - тоже. А вот Свердловская область никакой заинтересованности не проявляет. У свердловчан есть свой резон - какой смысл тратить деньги своего бюджета на то, чтобы сделать хорошо жителям соседнего региона? Тем более, они совсем недавно с грехом пополам «домучили» северную дорогу от Ивделя до югорской границы, с которой возились почти десять лет. А прямой путь в Кондинский район Югры - слишком дорогое и не слишком нужное свердловчанам удовольствие. Югра и Тюмень, наверное, рады бы подсобить соседям ради всеобщего блага, но закон не позволяет финансировать работы на территории другого региона.

Получается, что главам Югры, Тюменской и Свердловской областей прямой путь за стол переговоров. И, очевидно, без полпреда президента в УрФО тут не разобраться.

Что скажут соседи?

Дмитрий Шаповал, заместитель губернатора Югры:

- Сейчас контракт по строительству дороги «Куминский - Тавда» находится в стадии расторжения. Подрядчик не справился с проектом, появилась необходимость перераспределить ресурсы и подкорректировать проект. Мы вернемся к этому проекту, когда в рамках шестистороннего соглашения между субъектами Уральского федерального округа будут синхронизированы и подписаны планы по созданию опорной сети дорог и её интеграции в систему дорог Российской Федерации. В рамках этого соглашения нужно будет определиться, куда мы пойдем - на Нижнюю Тавду и Тюмень или на Тавду в Свердловской области. Соседи должны показать нам, что у них в плане по строительству дорог. Это принципиально для нашего округа и по затратам, и по срокам… В дальнейшем при строительстве мы планируем продолжать пользоваться инструментами концессии. Следующие крупные проекты будем реализовывать именно на таком принципе.

Горе-подрядчик

Евгений Ребякин, депутат Тюменской областной думы:

- В прошлом году на строительство этой дороги по программе «Сотрудничество» было выделено 300 миллионов рублей. Но, к сожалению, подрядчик практически ни рубля не освоил в течение целого года. Впрочем, не только нам так не повезло - эта фирма вела строительство разных объектов по всей стране и оказалась недобросовестной не только здесь, в Кондинском районе. В ноябре прошлого года руководителя этой фирмы-подрядчика арестовали в Москве - по подозрению в масштабном хищении средств при строительстве лётных зон московского аэропорта «Домодедово» и при реконструкции аэропорта «Кольцово» в Екатеринбурге.

В связи с этой ситуацией, мы с коллегами в Тюменской областной думе приняли решение о выделении на 2016 год из областного бюджета 1 миллиарда 300 миллионов рублей на продолжение строительства дороги. Перспективы 2016 года такие - участок от Тынкуля до Куминского и от Куминского до границы автономного округа и Тюменской области. В этом году было важно выйти на конкурс, найти дееспособных подрядчиков, которые смогли бы качественно и своевременно освоить эти деньги. Данная дорога значительно бы удешевила стоимость доставки продуктов и стройматериалов. Кроме того, многие жители Кондинского района могли бы более свободно выезжать в Тюмень, например, за более качественной медицинской помощью. Но… конкурс прошёл, и его вновь выиграла эта же самая компания. Тут, как говорится, «без комментариев».