Это событие стало не только поводом к немедленной реакции властей, но и разделило жителей города на два «лагеря» - тех, кто поддерживает жителей балков и тех, кто считает, что им самим давно стоило заработать на нормальное жилье.
Наследство 70-х годов
Как рассказал старожил города Сергей ЗВЯГИНЦЕВ, приехавший в Нягань в период активного промышленного освоения севера в 80-х годах, поселок в то время представлял собой один сплошной вагонгородок различных трестов и предприятий. «Поначалу я, как все, жил в вагончике строительно-монтажного треста (ныне район КЛТПС), - говорит он. Потом семья появилась, жильё дали в «пятаках» (центральный район города, состоящий из новеньких пятиэтажных домов). А многие из тех, кто начинал со мной основывать город, с приходом 90-х и развалом Союза так и остались в вагон-городках, которые со временем превратились в не очень благополучные районы города: АТБ-14, КРС, КХМУ, МК-156… Названия многих предприятий уже и забылись, а балки остались». В Нягани на момент появления программы по переселению людей из балков в 2012 году существовало 27 вагон-городков - это 1455 балков, в которых жили 1791 семьи, состоящие из 3931 человек. За прошедшие пять лет в Нягани осталась примерно половина балков - 965 приспособленных для проживания строений. В которых сейчас проживают 1272 семьи. Остальные были расселены. «Жили мы в «узбеках» (знаменитый вагон-городок в Нягани) бедно, - вспоминает бывшая жительница вагончика Алёна САШИНА (фамилия изменена по просьбе автора). - Семью свою завела рано, в 19 лет у нас с мужем родился ребенок, может рано, но как получилось. В ипотеку взяли однокомнатную, вот платим уже почти десять лет, а мама до сих пор живет в балке. Ждёт, когда получит квартиру».
Дом на колесах?
Кто мог, конечно, уехал из вагончиков. Некоторые уже вышли на пенсию. Учительница с 40-летним стажем - 19,5 тысяч рублей, водитель с таким же стажем - 17,5 тысяч рублей. Таким людям банки ипотеку уже не дают. После обращения к Путину социальные сети и форумы города «взорвались» различными комментариями. Так Александр ГОРШЕЛЕВ пишет: «Недавно был у наших балков, так почти рядом с каждым «аварийным жильём» стоит по дорогой машине! Чувствуются, что люди не голодают, а пробивают «на слезу». Машины, в том числе очень хорошие, в вагон-городках, и правда, - не редкость, вот только жители вагончиков считают, что это нормально. Жильё и стоит намного дороже, на него не накопить, и вроде как квартиру они себе за всю жизнь заслужили. К тому же, машина не роскошь: вагон-образования находятся не в центре города, а скорее, на его отшибах - выехать из них зачастую проблема, маршрутки ходят, но не часто - раз в полчаса или в час, а после восьми вечера - либо такси, либо пешком. НАЧИНАЛИ С НУЛЯ Напомним, Наталья Комарова, заступив в должность губернатора Югры в 2010 годы, поставила задачу по ликвидации балочных массивов в числе приоритетов, вышла с инициативой по «легализации» такого жилого фонда к президенту, председателю правительства. Эти действия позволили ввести «вагон-городки» в правовое поле, начать выделять средства на их ликвидацию из бюджета. До этого такая работа не велась вообще. Пришлось с нуля создавать правовую базу, провести инвентаризацию такого фонда в каждом муниципалитете, запустить окружную и муниципальные программы. С 2012 года у нас в Югре было принято решение о со финансировании программ муниципальных образований по ликвидации и расселению приспособленных для проживания строений. На реализацию муниципальных программ по ликвидации и расселению вагон-городков, в 2012 - 2016 годах направлено 4,6 млрд рублей, из них: 3,2 млрд руб. - бюджет автономного округа, 1,4 млрд руб. - средства муниципальных бюджетов. Начиная с 2016 года, подходы к софинансированию программ муниципальных образований изменены посредством пре доставления «единой» субсидии из бюджета автономного округа. Переход на «единую» субсидию предоставляет органам местного самоуправления самостоятельность по определению приоритетов жилищной политики с учетом специфики каждого муниципального образования, а также основных направлений и показателей, определенных программами муниципальных образований автономного округа и стратегическими документами в жилищной сфере. При этом предоставление «единой» субсидии предполагает, что 89% финансирования муниципальных жилищных программ поступит из округа и еще 11% добавит муниципалитет. На 2017 год муниципалитетам заложено финансирование в размере 1 миллиарда 447 миллионов рублей.
Смотрите также:
- Борис Хохряков: «Сегодня как на уровне законодательной, так и исполнительной власти существует работающий механизм, который позволяет переселить жителей из балков в капитальное жильё» →
- 91 вид социальных гарантий предоставляют югорчанам →
- Ветхого жилья меньше не становится →