Дефект многоэтажки. Почему накренилось здание в Сургуте?

Кто следит за качеством возводимых зданий? © / pixabay.com

В Сургуте ошибка в расчётах стала причиной сноса ещё недостроенной 25-этажной гостиницы. Почему это произошло и как в дальнейшем избежать подобных случаев? Кто контролирует процесс строительства от создания проекта здания до его сдачи в эксплуатацию? 

   
   

Решили сносить

Гостиницу возводили в жилом комплексе «Пойма-5». Ещё в апреле обнаружили, что здание немного накренилось в сторону. Строительство прекратили, экспертиза показала дефект. Застройщик решил разобрать здание и построить его заново. «Всё было сделано правильно. Сделан проект. Расчёт несущей способности свай проектный институт сделал, но признал, что не проследил за изменением по лицензированной расчётной программе, по которой делали расчёт. Там и была ошибка. Они предложили не разбирать здание, а провести дополнительные мероприятия. Но мы решили разобрать, чтобы вопросов и кривотолков никаких не было», – пояснил ситуацию соучредитель компании-застройщика «Сибпромстрой» Николай Сторожук. Демонтаж обойдётся компании в 40 миллионов рублей, но штрафных санкций к проектировщику застройщик решил не применять. Работают вместе более 15 лет, и первые высотные здания в деловой столице региона построены именно в этом тандеме. К другим объектам ЖК претензий нет. Здесь ведётся комплексная застройка.

Экспертизу проводят всегда

Очевидно, чтобы сооружение было построено без изъяна, ошибок не должно быть в проектной документации. В техническом регламенте о безопасности зданий и сооружений написано, что проектная документация – это тот самый важный документ, который обеспечивает безопасность объекта на всех стадиях его строительства. Но кто проверит проект на эти самые ошибки? Строительством чаще всего занимаются частные инвесторы. Они сами инициируют проведение экспертизы. «Есть государственная и негосударственная экспертиза проектной документации. На государственную мало кто идёт, хотя мы бы очень хотели, чтобы она была везде. Закон регулирует право застройщика выбирать», – отмечает начальник управления регионального государственного строительного надзора Службы жилищного строительства и надзора Югры Наталья Борздова.  

Специалист отмечает, что госэкспертиза инженерных изысканий и проектной документации проводится в обязательном порядке только при строительстве объекта, где используются бюджетные деньги. В регионе достаточно много садиков, школ, больниц строится по схеме государственно-частного партнёрства. Это когда застройщик сначала сам на свои средства строит объект, а потом государство у него его выкупает. «В прошлом году и в этом мы принимали две типовые школы в Сургуте, которые построили по концессии. Так вот, когда строили первую школу, были некоторые замечания с нашей стороны и по проекту, и по ходу строительства. Сам концессионер был настолько заинтересован в сдаче объекта, что на следующей школе учёл практически все наши замечания, что были на предыдущей. Именно так и должна строиться работа», – считает Наталья Борздова.

Не стоит беспокоиться

Есть в Югре много городов, где дома строят на искусственных земельных участках. Например, в Радужном 70% территории – намывные грунты. Кстати, 25-этажная гостиница в Сургуте тоже построена на гидронамыве. Поэтому некоторые граждане спрашивают: безопасно ли это? «Считаю, что югорчанам беспокоиться не стоит. В РФ создана такая нормативно-техническая база, которая позволяет строить объекты в различных условиях – и на естественных, и на намывных грунтах. Главное тут – проведение инженерно-геологических изысканий перед подготовкой строительной документации. И после этого проектировщики конструктивно определят тип фундамента, насколько он будет заглублён и т.д.», – рассказала Наталья Борздова.

Не стоит опасаться и глобального потепления, ведь, как известно, в Югре есть участки с вечной мерзлотой. За последние 30 лет температура поднялась примерно на 2 градуса. «Проблема с грунтами часто обусловлена человеческим фактором. Например, в Забайкальском крае, мерзлота деградировала, но это не привело к разрушению домов. Деформации оказались ошибками в эксплуатации – мерзлоту растопили утечки воды», – рассказал завлабораторией геоэлектрики Института нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН Владимира Оленченко. Сооружения обычно рассчитываются на 30-50 лет эксплуатации, и за этот срок грунты не растают.    
   

А с 1 января 2018 года проектная документация, строительство и реконструкция всех многоквартирных домов вне зависимости от этажности и источника финансирования находятся под региональным госнадзором. «Мы если видим какие-то недоработки, информируем застройщика, наши органы власти, выдаём предписания, в общем, исправляем ситуацию», – говорит Наталья Борздова. Следить за ходом строительства может и будущий житель. В Единой информационной системе жилищного строительства на сайте дом.рф есть вся информация.

Жилищное строительство сегодня – зона повышенной безопасности. Существует целый комплекс проверок, назначение которых – подтвердить, что здание строят правильно, и жить и работать в нём можно без опаски.