Чем обернется для югорчан закон о «льготных отпусках»

Право на отдых

21 марта Госдума проголосовала за то, чтобы каждому работающему северянину раз в два года оплачивали дорогу к месту отдыха по территории России (плюс проезд неработающего члена семьи и провоз багажа до 30 кг). Президент Путин подписал закон.

   
   

2 апреля. «Люди в суровых климатических условиях своим трудом заработали это право -поправлять здоровье в отпуске», – комментирует решение депутат Госдумы от Югры Михаил Сердюк.

«Мне ни разу не давали льготный отпуск. Неужели полечу к морю за «хозяйский» счёт?», – радуется Мария Большакова, продавец из Мегиона.

Впрочем, все работающие югорчане имели право на это и раньше. Но в Трудовом кодексе норма была прописана нечётко, и работодатели говорили: «Мы не бюджетники, к нам это не относится». Доходило до абсурда: в Сургуте одна организация оплачивала отпускникам проезд лишь до местного аэропорта.

«Закон внёс ясность, и это хорошо. Ведь граждане с такими жалобами обращаются нередко. Например, в прошлом году среди нарушителей были «Северавтодор» и «Управление тепловых сетей» Ханты-Мансийска», – рассказывает Владислав Терентьев, гос. инспектор окружной Госинспекции труда.

«Не потянем»

Но всё ли так радужно? «Крупные работодатели понимают важность соцпакета и дают льготные отпуска, – говорит директор Союза предпринимателей Югры Ольга Клыченко. – Но вот мелкий бизнес не всегда имеет такую возможность».

   
   

«Почему закон приняли не осенью, когда бюджеты предприятий ещё разрабатывались, а под самый отпускной сезон? Решили поддержать Крым «северным рублём»? – задаётся вопросами гендиректор ханты-мансийской медиакомпании Татьяна Рыжкова. – Будет вал заявлений от работников – и все правы, всех поддержит суд. А нам деньги брать неоткуда, проще вывести работников за штат».

Улучшение «социалки» может обернуться для северян безработицей, ухудшением условий труда, удорожанием жизни. Недостающие средства для «отпускных» предприниматели наверняка попытаются получить за счёт подъёма цен на товары и услуги.

«Если бы власти позволили компенсировать льготный проезд за счёт налогов – это была бы реальная забота. А так мне придётся увольнять сотрудников, – разводит руками Елена Логинова, индивидуальный предприниматель из Белоярского. – Ателье в посёлке не даёт столько прибыли, чтобы хватило на льготные отпуска. Налоги, отчисления в фонды на работников и так велики, из-за них у нас позакрывалась чуть ли не половина ИП. Эти отпуска нас «добьют».

«Такие проблемы предпринимателей – это частности, – уверен Михаил Сердюк, – из-за них работник не должен безвылазно сидеть в Белоярском». Но частности ли? В Югре в малом бизнесе занято около 130 тыс. человек.

«Исходя из финансовых возможностей, в локальных актах о порядке предоставления льготных отпусков, в коллективных договорах можно варьировать условия компенсации, – советует Владислав Терентьев. – К примеру, оплачивать только плацкарт на поездах и «эконом» на самолётах». Наверное, многие так и сделают. Но спасёт ли это Югру от «отпускного» кризиса?

Смотрите также: