«Бронзовые» Аня и Катя. Чем впечатлил Рио югорских героинь Олимпиады?

Бронзовые призёры Олимпиады в Рио - ватерполистки сборной России и клуба «Югра» из Ханты-Мансийска Анна Тимофеева и Екатерина Лисунова рассказали о своих впечатлениях от Игр.

   
   

Христа мы так и не увидели

- С каким настроением вы ехали в Рио? Ведь обстановка перед Играми была очень нервной…

Анна Тимофеева: Непосредственно перед Рио у нас был двухнедельный сбор в Америке. И именно тогда одна из моих подруг, которая также играет за клуб «Югра», и при этом выступает за сборную Канады, позвонила мне и сообщила, что по канадским новостям говорят о том, что сборная России дисквалифицирована. И в ту ночь, когда должны были объявить о допуске, либо отстранении от Олимпиады россиян, мы вообще не спали и, конечно, очень сильно волновались, все ждали этого разрешения… На следующий день выяснилось, что наши страхи не оправдались. Но официальное разрешение мы получили лишь 5 августа.

Екатерина Лисунова: Мы все были в замешательстве, и это, несомненно, мешало подготовке, так как мысли «допустят-не допустят» не отпускали. 

Досье:
Анна ТИМОФЕЕВА. Родилась 18 июля 1987 года. Центральный нападающий. Пришла в водное поло из плавания, которым занималась с 7 до 18 лет. Окончила Нижегородский педагогический университет по специальности «учитель физкультуры». Награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени» 25 августа 2016 года. Екатерина ЛИСУНОВА. Родилась 6 октября 1989 года. Подвижный нападающий. До 13 лет занималась волейболом, затем перешла в водное поло. Награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени» 25 августа 2016 года. Муж - Сергей Лисунов - игрок сборной России по водному поло.

- Понравился ли вам сам город Рио-де-Жанейро?

А.Т.: Абсолютно не понравился. Мы приехали туда ещё 29 июля, и у нас оставалось полторы недели до начала Игр. Но времени на осмотр достопримечательностей не было. В свой единственный выходной между тренировками мы посетили пляж Копакабана. Статую Иисуса Христа мы так и не увидели, так как стоял густой туман. Исходя из того, что мы увидели за пределами Олимпийской деревни, можно сказать только одно: Бразилия - это очень нищая страна. Множество людей бедствует, живет в фавелах, и на это просто страшно смотреть.

   
   

Е.Л.: Нам запрещали гулять ещё и потому, что это просто опасно. На той единственной экскурсии, когда нас на автобусе повозили по городу, мы увидели, что Рио-де-Жанейро - город контрастов. Вся жизнь сосредоточена вокруг пляжа, а остальное - трущобы.

- На каком уровне была организована эта Олимпиада?

А.Т.: Для меня эти Игры были первыми, однако мои коллегам по команде было, с чем сравнить. Они утверждали, что даже Олимпиада в Пекине была лучше проведена. Все было очень «слабо» организовано - и кухня, и проживание. Некоторые из девочек жили впятером в одной комнате, с одним туалетом на всех, без телевизора и других удобств. Но наша бронзовая медаль перекрыла все эти негативные факторы, и никаких дурных воспоминаний об Олимпиаде у меня не осталось.

Е.Л.: Если сравнивать с предыдущими Играми в Лондоне и Пекине, то Олимпиада в Рио была самой худшей. Не менее часа занимала дорога до тренировочного бассейна. Места в комнатах, где жили спортсмены, хватало только для того, чтобы поместились две кровати. Но позитив от итогового результата, конечно, сгладил все шероховатости.

В полуфинале нас освистали

- Вы общались со спортсменами из других стран? Может быть, с Украины? Были ли какие-то «косые» взгляды?

А.Т.: Конечно, мы видели своих соперниц, с некоторыми мы общаемся, здороваемся, много друг о друге знаем. Но на этих Играх мы решили абстрагироваться от любого общения вне команды и сплотиться, чтобы выдать результат. Мы были абсолютно сосредоточены. Да, во время матча с командой Италии в полуфинале нас освистали болельщики этой команды. Но я не думаю, что это было связано с допинг-скандалом. Скорее с тем, что Россия и Италия были претендентами на звание чемпиона.

По поводу Украины помню только то, как мы пришли в столовую в первые дни пребывания в Рио и встретили украинского спортсмена. Он очень удивился нашему появлению и сказал: «О! Россия! А вы что тут делаете?» На что мы ему ответили - а где же нам ещё быть? Но в целом с негативом мы не сталкивались, и даже если он был, старались не обращать внимания.

Е.Л.: Никакого запрета на общение украинцев с россиянами не было. Наоборот - украинцы и россияне общались и обнимались после выступлений.

- Насколько тяжело далась вам эта медаль?

А.Т.: Этот сезон был очень тяжёлым для нашей сборной, начиная ещё с чемпионата Европы, прошедшего в январе. Это была неимоверная, трудная работа, мы полностью посвящали себя спорту, и какой-то другой жизни особо и не видели. Полтора месяца жили вообще без выходных, и очень сильно устали, однако старались друг друга подбадривать и настраиваться на рабочий лад.

Е.Л.: Подготовка была очень тяжёлой - как в физическом, так и психологическом плане. Больше всего я, конечно, скучала по своим детям, я не видела их практически всё лето. К сожалению, мы не очень удачно начали турнир, полностью провалили стартовую игру с австралийками. Позже мы проиграли итальянкам и больше права на ошибку не имели. В четвертьфинале мы были уже предельно собраны, думали только о победе, и доказали всем, что достойны стоять на пьедестале.

- Какова заслуга тренера «Югры» в вашем успехе?

А.Т.: Я считаю, что своим успехом я полностью обязана нашему клубному тренеру Татьяне Владимировне Петровой. Только благодаря той нагрузке, той подготовке, которую она мне дала, я, можно сказать, выжила во всём этом. Подготовка в клубе «Югра» - одна из сильнейших в России.

- Перед Олимпиадой вы настраивались на медали?

А.Т.: Я старалась не думать ни о каких медалях, даже заранее приобрела билеты на отдых. В 2008 году, помню, когда наши девочки собирались в Пекин, они сидели и загадывали, какие татуировки, например, сделают после победы. Однако они вернулись с тех Игр без медалей, и, скорее всего, ещё сильнее расстроились от поражения. Мы же старались думать лишь о том, что нам нужно максимально выложиться и сыграть так, как мы никогда еще не играли. И я думаю, что играла благодаря тем ресурсам, о которых даже сама не знала у себя.

Е.Л.: Я бы сказала, что эта медаль и весь путь к ней - длинною во всю мою спортивную жизнь. Первый раз я была на Олимпиаде в 2008 году в Пекине, затем был Лондон в 2012 году, где мы также не стали призёрами. Но мы смогли добиться своего в Рио. Могу сказать, что мало кто верил в наш успех, и если перед отъездом на Игры кто-то и желал нам победы, то звучало это скорее скептически. Лишь единицы верили в нас и болели.

- Кому вы можете посвятить свой успех?

Е.Л.: Я хочу сказать огромное спасибо своему мужу за поддержку, он до самого конца верил в меня. Мы, кстати, хотели вместе выступать на этих Играх, но наша мужская сборная по водному поло не прошла отбор в Рио. Свою победу я посвящаю своей семье.

А.Т.: В первую очередь мне очень помогала моя мама, ей я и посвящаю свою победу. Кроме того, мой тренер Татьяна Владимировна всячески настраивала нас на то, чтобы мы делали свою работу как можно лучше.

Фото: фото из личного архива/ фото из личного архива

Можно выдохнуть

- Многие российские спортсмены отмечали после Игр в Рио, что удачно выступить им помогла злость от того, что часть нашей сборной не была допущена к Олимпиаде. Они выступали «за себя и того парня». У вас было так же?

А.Т.: История Елены Исинбаевой меня, конечно, очень потрясла. Мы плакали, когда отстранили наших атлетов, было очень за них обидно. Потом был ещё случай с Юлей Ефимовой, которая буквально зубами и ногтями, потом и кровью выбивала себе право на участие в Играх. И потом она прошла такую школу жизни, завоевав две серебряные медали. Юлия пришла поболеть за нас в четвертьфинале. Увидев её на трибуне, я была, конечно, очень воодушевлена её историей и решила, что никак не могу подводить тех спортсменов, которые остались дома и отдали бы сейчас всё, чтобы только быть на моём месте.

- Когда вы выиграли матч за третье место, какие эмоции были?

А.Т.: Наша «бронза» и наша игра в целом на этой Олимпиаде, я думаю, войдет в историю, и о ней ещё долго будут рассказывать. Потому что за две секунды до конца матча проигрывать один мяч и в итоге выиграть его по пенальти - это дорогого стоит! На тот момент это были мои последние, думаю, эмоциональные силы. Я была настолько счастлива, я так сильно плакала и была так рада тому, что наш труд оправдался. И медаль была подарком «свыше». Я смогла выдохнуть - наконец-то, это закончилось. И не четвёртым местом, а победой.

Е.Л.: После победы нам не дали разделить всю радость с командой, потому что снова взяли пробу на допинг. Однако чувство победы вернулось, когда мы взошли на пьедестал и нам наконец вручили медали. Радости просто не было предела.

- Не собираетесь ли вы теперь завязывать со спортом?

А.Т.: Нет. На этот год я уже заключила контракт с «Югрой». Предложений в этом году была масса - и до Игр, и после. Приглашали играть и за границей, и за другие клубы. Но мой выбор неизменен - я люблю Югру, своего тренера и свою команду.

Е.Л.: На следующий год у меня есть контракт с командой «Югра», так что я продолжаю выступать за наш клуб. Сейчас же хочется просто отдохнуть и на время забыть про водное поло.

Справка

Женская сборная России по водному поло с 2000 года, с Олимпиады в Сиднее, где россиянки стали «бронзовыми» призерами, не поднималась на пьедестал почета. На Олимпийских играх в Афинах российские спортсменки были лишь пятыми, на ОИ в Пекине – заняли седьмое место, а на Олимпиаде в Лондоне – 6 место.

Смотрите также: