С 1 января вступили в силу поправки в Трудовой кодекс РФ. Они касаются удаленного формата работы сотрудников, на который с учетом новых реалий были вынуждены перейти многие организации и предприятия Югры уже с прошлого года. Как новшества отразятся на самих работниках и что происходит сейчас на местном рынке труда, «АиФ-Югра» расспросил у директора Ханты-Мансийского центра занятости населения Лидии Шкирты.
Могут перевести, не спрашивая
Марина Дергунова, «АиФ-Югра»: Лидия Анатольевна, одна из новых поправок в ТК разрешает работодателю переводить своих работников на удаленку без их согласия. Как вы считаете, с какой целью внедряется эта мера и не нарушает ли это права человека?
Лидия Шкирта: Я думаю, что это является оправданным для работодателя, поскольку все меры, которые предпринимаются по переводу сотрудников на удаленку без согласия, четко закреплены законодательно. Пандемия коронавируса приравнена к ним по постановлению губернатора Югры. Поэтому здесь даже в целях безопасности своих сотрудников является правильным их перевод на удаленную работу. И кроме того, данная мера определена временными рамками именно на период этих особых обстоятельств. Я думаю, что она необходима хотя бы для того, чтобы не приостанавливать рабочий процесс, люди могли работать из дома, а работодатель и его направления работы не пострадали.
Не взял трубку – уволен
– Еще одно нововведение в ТК позволяет увольнять сотрудников не только по классическим причинам – из-за прогулов или краж, например, но и за игнорирование звонков от работодателя в течение двух суток и смену геолокации без предупреждения. Как вы можете прокомментировать такую меру?
– В Трудовом кодексе есть такая формулировка: «не взаимодействовать с работодателем». То есть сотрудник при переводе на дистанционную работу заранее информируется, в какой форме он взаимодействует с работодателем. Это могут быть телефонные звонки, электронная почта, какое-то внутреннее программное обеспечение. И, конечно, это уже нарушение, если сотрудник, работающий на удаленке, не выходит на связь, так же как если бы он в обычном режиме не пришел на работу. В принципе, если даже связь работника с работодателем невозможна по техническим причинам, в течение двух дней этот вопрос можно решить.
Здесь все-таки речь идет о нарушении трудового договора. Новой поправкой в ТК работодатель защищен от нерадивых сотрудников.
Офис – дом – офис
– Чередование удаленки и работы в офисе узаконили. Кроме того, теперь компании обязаны предоставлять сотрудникам все оборудование, необходимое для дистанционной работы. На ваш взгляд, какие преимущества для самих работников, а также работодателей дадут эти пункты в ТК?
– Речь идет не только о том, что работодатель обязан обеспечить сотрудника всем необходимым оборудованием, но и Трудовой кодекс дает возможность работодателю компенсировать своему сотруднику расходы, которые он несет на дому: услуги интернета, использование собственного оборудования. Это является преимуществом, например, для многодетных мам, которым удобно вести домашнее хозяйство, заботиться о детях и при этом еще и осуществлять трудовую деятельность. Либо если работнику необходимо получить услуги в медучреждениях, решить другие дела, он может согласовать с работодателем дни, когда будет приходить в офис, а когда работает дома. А для работодателя это возможность снижения расходов, например, на компенсацию услуг интернета, ведь для физических лиц его стоимость всегда меньше, чем для юридических.
– На удаленный формат работы многие организации округа перешли частично либо полностью еще в прошлом году из-за введенных ограничений по нераспространению коронавирусной инфекции. Как этот процесс отразился на рынке труда Ханты-Мансийска и Ханты-Мансийского района?
– В большей степени на рынок труда повлияли не переход на удаленный формат сотрудников и пандемия, а то, что Ханты-Мансийский центр занятости населения перешел на дистанционную форму работы. Документы от граждан стали принимать удаленно с апреля 2020 года, с этого времени у нас резко увеличилось число обратившихся – по сравнению с 2019 годом в четыре раза, было 619 человек, стало 2427.
По данным на 1 января прошлого года, в нашем центре состояли на учете 413 безработных, сейчас 1694 человека.