Дорога скорби. Перевозить покойников в Югре - рискованно? (03.02.2017)

Усик Маркосян / Из личного архива

Не приведи Бог жителям труднодоступных сёл умереть на больничной койке вдали от дома. Вместе с душевными муками их родным приходится претерпевать и муки обратной дороги на пути домой. Перевозка умерших сопряжена с преодолением опасных преград и подвергает жизнь риску. Готовы ли власти округа помочь югорчанам?

   
   

Худые бюджеты

«АиФ-Югра» уже писал о бедственном положении жителей села Саранпауль, близкие которых умирают в березовской райбольнице во время распутицы. Страждущих пациентов в Берёзово доставляет санитарный авиаборт, а вот обратную дорогу люди одолевают своими силами. Живые-здоровые, случись непогодь, могут ее переждать, но покойники ждать не могут - их тела, таковы суровые законы природы, подвергаются тлению.

Доставить усопших в родное село нужно максимально быстро, однако у сельчан путь по бездорожью в 500 километров занимает многие дни, еще и сулит многие опасности. Люди застревают во льдах, переворачиваются на лодках, в которых везут гробы. Драгоценное время крадет и долгое ожидание судмедэкспертов, а без их заключения тело забрать нельзя.

Когда-то у родных усопших людей вообще не было нужды подвергать себя опасности - печальные грузы в труднодоступные районы переправляли ведомственным либо пассажирским авиатранспортом. Сейчас возить гробы рядом с пассажирами запрещено, самим же сельчанам найм воздушного судна не по карману. Не по карману он и местным бюджетам. «Район на себя эти расходы не берет, говорят, нет на это денег, - сообщил «АиФ-Югра» заместитель главы села Саранпауль Аркадий Рокин. - Мы, ввиду того, что бюджет у поселения недостаточный, тоже не можем взять на себя эти расходы. Чтобы нанять вертолет, нужно как минимум 250 тысяч рублей».

Отчаявшись, сельчане собрали 400 подписей под обращением на имя губернатора Югры с просьбой ускорить освидетельствование судмедэкспертами и помочь в организации авиаперевозок «груза 200». Ответ последовал, но не обнадежил.

Кто поможет?

Ответное письмо за подписью директора департамента финансов округа содержит перечисление федеральных правил, регулирующих перевозки «груза-200» и завершается констатацией известного сельчанам факта: «воздушные суда (вертолеты Ми-8, самолеты АН-2), на которых выполняются пассажирские рейсы в Югре, не оборудованы изолированными от пассажиров багажными помещениями, соответственно, перевозка «Груза-200» не представляется возможной». Однако открытым остался вопрос, можно ли перевозить усопших отдельными авиарейсами за счет средств регионального бюджета - саранпаульчане вопрошали как раз об этом.

   
   

Брать на себя какие-то финансовые обязательства ни муниципальные, ни окружные власти во всяком случае не обязаны. «Если человек уезжает и умирает на другой территории, у родственников есть право захоронить его по месту смерти, - пояснила «АиФ-Югра» уполномоченный по правам человека в Югре Наталья Стребкова. - Если родственники выбирают другой путь, расходы по транспортировке тела они несут самостоятельно. Обязательств по организации доставки тел в место, где проживал умерший, у муниципалитетов нет. Однако в ответе на обращение людей - недостаточно информации. То есть, нужно было разъяснить, что входит в полномочия муниципалитетов и кто может помочь в данной ситуации. Я непременно изучу этот вопрос в масштабе всего округа».

Если обязательств у властей нет, значит ли это, что жители труднодоступных сел Югры должны мыкаться со своей бедой без надежды на поддержку? Жители Саранпауля, к счастью, на больничной койке Березова умирают нечасто. Цена авиаперевозок в масштабах округа, подсчитали сельчане, - 1,5-2 млн рублей. Для нефтяной губернии такая сумма - капля в бюджетном море… «АиФ-Югра» будет держать этот вопрос на контроле. 

Смотрите также: