Почемучки, а не нажималки
«Моему сыну на 1 сентября ещё не исполнится 7 лет. Здоровье у него слабое. Хочется повременить со школьными нагрузками, но в детсаду говорят, что не имеют права оставить его ещё на год. Как определить, идти ребёнку в первый класс или ещё в детсадовцах погулять?», – спрашивает Надежда Решетникова из Ханты-Мансийска.
– В 1 класс поступают дети, достигшие 6 лет и 6 месяцев, – отвечает Алевтина Донатовна. – Но действительно, не все к этому возрасту достигают психофизиологической, интеллектуальной, эмоционально-волевой зрелости, достаточной для успешного вхождения в образовательную систему. Особенно это касается «северных» ребятишек.
Когда говорят об интеллектуальной зрелости, имеют в виду внимание, мышление, восприятие, память. К началу обучения ребёнок должен уметь в течение 10-12 минут концентрироваться на задании, которое ему дали, и выполнять его. К сожалению, современных детей окружает множество раздражителей: звонящие телефоны, вечно включённые телевизоры – ребёнок не всегда различает, что говорит взрослый и что доносится с телеэкрана. Каждую неделю, а то и каждый день – новые игрушки, которые быстро надоедают… Всё это не способствует умению сосредотачиваться и удерживать внимание на чём-то одном. Стоит посоветовать родителям оборудовать рабочее место школьника так, чтобы обстановка была спокойной, гармоничной, чтобы ребёнка ничто не отвлекало. И в первом классе – никакого компьютера. Это вред не только глазам, но и развитию психики.
Сегодня ребятишки быстро «схватывают» информацию, «продвинуты» юридически и технологически, знают, на какие кнопки нажать и что из этого получится. Но главное, к 7 годам дети должны уметь сравнивать, обобщать, классифицировать – осмысливать. Вопрос «почему?» должен стать постоянным в общении ребёнка со взрослыми – причём в обоих направлениях. Не отмахивайтесь от малыша, разъясняйте непонятности, но и от него требуйте объяснять свой выбор, свои действия и действия других людей, персонажей.
Речевые нарушения – бич современной школы. Если тридцать лет назад в классах было по 2-3 «проблемных» ребёнка и школам не нужны были штатные логопеды (достаточно было территориального), то теперь треть, а то и половина класса – «речевики»! Не стоит надеяться на школьного специалиста, у которого ставка – 20 детей. К 1 классу следует поставить все звуки, тем более что это – условие языковой грамотности. Занимайтесь с логопедом и закрепляйте навыки дома, добивайтесь автоматизма в употреблении звуков в речи. Но если занятия идут, а результата нет, во рту каша или слюни бегут – идите к неврологу. К нему же и ещё к психиатру стоит обращаться, если очень плохо даются предметы логического плана (например, математика).
Что касается эмоционально-волевого развития, то к 7 годам ребёнок должен научиться регулировать своё поведение. У современных детей «западает» мотивационный компонент. По статистике, около 60% «подготовишек» не хотят идти в школу. Ведь их водят в кружки, на секции, учат читать и считать, готовят к школе в детсаду и на специальных курсах. И ребёнок представляет, что школа – это нечто большое, тяжёлое. В сентябре новые обстановка, коллектив, красивая форма, ранец увлекают, но к концу первой четверти восторги проходят, и начинается рутина: нужно учить что-то, писать… Родителям стоит работать с детской мотивацией, спрашивать: «зачем ты идёшь в школу?», «чему хочешь научиться?», «кем будешь, когда вырастешь?».
Главное – здоровье
У первоклассника должно быть крепкое здоровье, и это – первоочередная задача. Если есть хронические заболевания, то они наверняка обострятся в период адаптации к школе, отнимающий много сил у организма. Если слаб костно-мышечный аппарат – от нагрузок ребёнок «съедет» под парту. А зрение у большинства первоклассников ухудшается уже к концу учебного года. До сентября родителям будущих первоклашек стоит непременно оздоровить их.
Впереди – очень важные полгода. Читаем, начитываем, пересказываем, рассказываем, ставим звуки! Если не «поставлена» рука, отстаёт мелкая моторика – надо, чтобы дома было ведро пластилина! Вязать, плести из бисера километрами, шнуровать... Центры детского развития могут помочь в этом деле.
Если всё же сомневаетесь в готовности ребёнка сесть за парту – пройдите психолого-медико-педагогическую комиссию. Чтобы оставить его в детсаду ещё на год, нужны основания. Например, диагноз «задержка темпового развития». Сообщите о своём намерении администрации детсада, чтобы те готовили документы, а сами – на обход врачей. Но если невролог, хирург, психиатр, окулист и их прочие коллеги напишут «здоров» – оснований оставить дошколёнка «на второй год» не будет. А для прошедших комиссию ребятишек составляется программа подготовки, и по итогам совместной работы медиков, педагогов и родителей будет видно, готов ребёнок к школе или стадию подготовки следует продлить на год.
Смотрите также:
- Понимать, а не оценивать. О том, как в Югре адаптируют детей мигрантов →
- Основам каких культур и этики учат наших детей? →
- Учитель - это родитель... →