Что сегодня требуют от школы и учителей?

Гузель Биктимирова / АиФ

   
   

Реформе образования в России конца-края пока не видно. Нелегко школам в эту «эпоху перемен» растить граждан, защитников родины, будущих специалистов… О проблемах и перспективах российского образования размышляет Вячеслав ГОНЧАРЕНКО, директор ханты-мансийской школы №8.

Быть готовым ко всему

- Вячеслав Михайлович, недавно депутаты вновь обсуждали вопрос о выборе между ЕГЭ и традиционным экзаменом. А вам что ближе?

- Думаю, набьём шишек и вернёмся к прежней, но модернизированной системе. Вот, при сдаче ЕГЭ по русскому языку и литературе вновь обратились к сочинениям. На традиционных экзаменах было больше возможности проявить свои таланты. У нас такой менталитет: надо пообщаться, подискутировать. Помню устный экзамен по истории в Горноправдинске несколько лет назад: один ученик, рассказывая о гражданской войне, доказывал правоту большевиков, другой - «белых». Оба получили пятёрки, так как знали факты, даты, имена, просто имели разные точки зрения.

- Сегодня правительство пытается исключить конфликты из школьного курса истории.

- Нужно знать и плохие, и хорошие страницы прошлого, но заботиться о поднятии патриотического духа. Тут я приветствую посыл Президента РФ о написании единого учебника истории. Ведь в сегодняшних учебниках, часто напечатанных на средства зарубежных грантов, вместо «Великая Отечественная» всё чаще написано «Вторая мировая», в угоду второму фронту выброшены целые параграфы о действиях советских войск, хотя вклад в победу - несопоставим.

- Воспитывая у детей любовь к истории, нередко больше упирают на любовь и забывают об истории.

   
   

- Согласен. Нужна национальная идея. В Китае народ, объединённый коммунистической идеей, добился гигантского роста экономики. Я бывал там. Думал, Пекин - показуха для туристов, но проехал по шести провинциям, испробовал все виды транспорта: до самой глухой деревни проложены такие гладкие дороги, что непонятно, едешь или стоишь. И на железной дороге рельсы без стыков. Всё, что делается в государстве для блага человека, прививает гордость за родину.

Но, стремясь к благосостоянию, надо думать - вдруг завтра кто-то придёт отнимать всё это? Россия переживает непростые времена экономических санкций, политического давления. Надеюсь, это заставит нас задуматься о переустройстве жизни, чтобы не зависеть от чужих финансовых систем и рынков. Глядя, как США сумели поссорить братские славянские народы, понимаешь: мы - на грани, нужно быть готовым ко всему.

- Ваша школа отвечает исполнению этой задачи?

- Безусловно. У наших ребят - второе место на окружных кадетских сборах, восьмая школа - первая в городе в подготовке к воинской службе. Но НВП у нас даётся более полно не только кадетам, я вообще за возврат в школу этого предмета.

Защитники должны быть не только сильными, но и умными. Требуем держать планку. Самая высокая успеваемость - в кадетских классах. Уклонистов от военной службы среди наших выпускников нет, многие поступают в военные училища, профильные вузы силовых структур.

Семью не заменишь

- Что ещё в школе требует доработки или пересмотра?

- В советское время драчуна и лентяя можно было «пропесочить» в коллективе, в стенгазете, и это было действенно. Сегодня - нельзя, разглашение личных данных… А зря. От учителей требуют воспитывать детей, забывая, что за это, прежде всего, ответственны родители. Те имеют право жаловаться на учителей и школу, в любой момент могут прийти на уроки, поскандалить. Но где их обязанности? Есть немало активных родителей, помогающих учебному процессу, но часто приходится видеть и вопиющее равнодушие.

Досье
Вячеслав ГОНЧАРЕНКО родился в 1959 г. на Полтавщине. В Югре - с 1982 г. Окончил Ишимский пединститут. С 1998 по 2010 гг. руководил образовательной сферой Ханты-Мансийского р-на. С 2010 г. работает директором МБОУ «СОШ № 8» г. Ханты-Мансийска. Почётный работник общего образования РФ, полковник кадетских корпусов, член Совета директоров кадетских корпусов России.

В Германии родители тоже могут предъявлять претензии, если ребёнка обидели, выгнали с урока. Но за первый прогул ученика родители получают письменное предупреждение, за второй - штраф 100 евро, дальше - более крупный штраф или общественные работы, а ученика доставляют в школу полицейские. Когда лентяй остается на второй год - уже родители, а не государство, оплачивают его обучение, ведь именно они ответственны за качество усвоения материала.

- А у нас это требуют с учителей?

- Да, хотя её задача - обеспечивать качество предоставляемой услуги. Учителя старой закалки не задумываются над этой разницей, на совесть учат и воспитывают ребят, и это здорово! Но ещё учителя вынуждены тратить уйму времени на подтверждение квалификации. Хочется спросить - разве государство фальшивые дипломы выдает? Вызывают вопросы и профессиональные стандарты, что сейчас разрабатываются. К примеру, зачем учителю математики хорошее знание английского языка? Это лишнее, каждый должен знать своё дело.

Оценивая ход модернизации образования в последние 15 лет, я все больше становлюсь консерватором. Результаты ЕГЭ 2014 года по русскому и математике плохи, дальше падать некуда. Пора остановиться, вернуть в школу обучение, а не натаскивание, вернуть великую русскую литературу, всё лучшее, чем гордилась наша школа. Мы должны растить не «конкурентоспособную», как требуется сейчас, а гармонично развитую личность.

Смотрите также: