Свой первый урок учитель начальных классов Надежда Фомина проводила больше 35 лет назад. Тогда все было «по старинке» - написанные от руки планы, советские учебники, девочки в коричневых платьях с фартуками, мальчики в форменных костюмах. Прошли перестроечные 1980-е, затем и «лихие» 1990-е годы. Школьников снова переодели в форму, возвращаясь к традициям, но учат их теперь совершенно по-новому. О том, что изменилось в процессе преподавания, какие черты отличают нынешних учеников от советских октябрят и сколько учителям платят за проверку одной тетради, Надежда Фомина рассказала корреспонденту «АиФ-Югра».
- Как сильно изменились обязанности учителя за годы Вашей работы?
- Основная обязанность, разумеется, осталась неизменной – нужно учить детей, осваивать с ними школьную программу, начиная с азов. Сейчас у меня первый класс, мы с детьми учимся писать палочки и крючочки, запоминаем буквы. Взрослым кажется, что это элементарно. Да что там взрослые, даже второклассники так думают. А для ребенка, который только недавно пришел в первый класс, это целая наука – правильно держать ручку, соединять слоги в слова. И наука сложная, поэтому важно, чтобы детям было интересно. Каждый урок нужно придумывать что-то, что увлечет первоклашек. Раньше я рисовала разные плакаты, например, Незнайку или какого-нибудь другого литературного героя – говорила детям, что он пришел к нам на урок и будет учиться вместе с нами. Эти рисунки потом бережно хранились для следующего первого класса. Всю наглядность складывали в специальные папочки, учителя, которые выходили на пенсию, передавали свои плакаты «по наследству» молодым коллегам. Сейчас в этом плане намного проще: нужен Незнайка – скачай из Интернета и распечатай. А продемонстрировать что-то, например, какую страницу надо открыть и что на ней сделать, можно при помощи интерактивной доски – раньше нужно было пройти по рядам и каждому показать пальцем. Теперь остается только проконтролировать, чтобы все увидели показанное и поняли.
- Сложно ли было привыкнуть к использованию новых технологий в обучении?
- Поначалу было непривычно пользоваться всеми этими приспособлениями, но, так как они делают нашу работу более комфортной, пришлось научиться. Сейчас привыкаем работать с электронным журналом. Знакомых многим бумажных тетрадей формата А4, которые нужно было беречь, как зеницу ока, больше нет – теперь все оценки хранятся в электронном виде. Родителям раздают пароли, чтобы они могли следить за отметками своего ребенка. За некоторое время до окончания четверти журнал уже показывает предварительную оценку ученика по предмету, и родители понимают, что ребенку, например, грозит «тройка», и нужно получить несколько «четверок» и «пятерок» для исправления ситуации. Итоговую оценку журнал тоже ставит сам, но в пользу ученика – 4,71 балла будет округляться до «пятерки».
Кроме того, в электронном журнале, как и в обычном классном журнале раньше, указываются темы уроков – можно посмотреть, за что именно ребенок получил плохую отметку, какую тему стоит «подтянуть». И, конечно, отмечается домашнее задание. Дети иногда забывают, что задано, а в старших классах могут и специально не записать в дневник – в надежде, что делать не придется.
Электронный журнал, по сути, заполнять проще. В бумажном журнале, если кто-то из педагогов допускал ошибку – ставил не оценку не в ту клеточку или пропускал дату – приходилось переписывать все, начиная с сентября, причем заполнять документ по новой должны были все учителя, которые преподают в классе. С электронным таких проблем уже нет. Хотя учителя, которые привыкли работать «по старинке», считают, что заполнять журнал при помощи компьютера – сущее мучение.
- Много ли у современного педагога бумажной работы?
- Назвать эту работу бумажной теперь можно только с натяжкой – все выполняется в электронном виде. Но суть осталась прежней. Также надо разрабатывать календарно-тематическое планирование уроков, план родительских собраний на год, писать анализы контрольных работ. Все это требует времени. Кроме того, нужно проверить тетради – это еще несколько часов кропотливой работы. В этом плане труднее всего учителям начальных классов: 30 тетрадей по русскому языку, 30 - по математике, иногда вдобавок окружающий мир и чтение. Также сложно учителям русского языка и математики в средней школе, тем, кто ведет уроки сразу у нескольких параллелей. Другие предметники не так загружены тетрадями.
Несколько лет назад коллеги подсчитали, сколько учитель получает за этот труд. Получилось около 16 копеек за проверку одной тетради.
Кроме всего этого, сейчас в школах введены новые программы обучения, соответствующие федеральным образовательным стандартам. До недавних пор обучение велось совсем по другим программам, и теперь необходимо перестроиться, усвоить новые принципы преподавания.
- Что, на Ваш взгляд, сложнее - проверять тетради, писать планы, вести уроки?
- Я думаю, самое сложное – это работа даже не с детьми, а с родителями. Мамы и папы сегодня совсем не такие, какие были в 80-е годы. Сейчас все стали свободными, вольными, знают свои права. Но вот обязанности, к сожалению, помнят не все. У многих родителей позиция такова, что школа должна все и всем, причем желательно бесплатно. А раз должна, это надо потребовать. Не поверите, некоторые мамы и папы искренне считают, что педагог должен чуть ли не жить в школе, и у него не должно быть личного времени, личных интересов, семьи, в конце концов, о которой нужно заботиться. Видимо, это следствие «нового времени». Если раньше Родина сказала – надо, и все двигались к одной цели, то теперь общих ориентиров в воспитании нет. Нынешние родители – это дети постсоветского времени. Многие выбрали себе ориентиром для подражания героев фильмов, где главное, чтобы было круто любой ценой. Этому образу стараются соответствовать настолько, что иногда даже непонятно, как человек с такими жизненными устоями умудряется работать, находиться в коллективе.
Еще одна проблема, которая становится все более актуальной, - неблагополучные семьи. Если в 80-е, 90-е годы был один опекаемый ученик на несколько классов, то теперь их в каждом классе по двое-трое. У большинства из них мамы и папы лишены родительских прав. Семейные ценности упраздняются, это не способствует и духовному развитию детей. Даже в семьях, где у детей есть оба родителя, дедушки и бабушки, почему-то часто считают, что воспитанием должна заниматься только школа, а от мамы и папы достаточно просто отправить ребенка на учебу.
Конечно, есть и обратные ситуации, отзывчивые родители. В каждом наборе находятся активисты, на которых можно положиться.
- Изменения, которые коснулись родителей, отражаются на детях?
Разумеется, изменились и дети. В первую очередь, часто замечаю в последнее время, что учитель для ребенка уже не является авторитетом. Педагог превратился в обслуживающий персонал. Раньше такое отношение к учителю было признаком отпетого двоечника и хулигана, теперь – в порядке вещей говорить во время урока, даже выяснять отношения. Ученики стали более раскрепощенными по сравнению с детьми 80-х годов, и это, наверно, плюс. Но вот зачастую дети путают раскрепощенность с невоспитанностью. Кроме того, ребята стали более жестокими: пока дойдет до своего рабочего места, одного пнет, другого толкнет, третьего обзовет и ни в одном из случаев не сможет объяснить, что плохого ему сделали. Иногда даже родители удивляются, как учитель может вынести 27-30 таких школьников, когда они своего одного дома с трудом выносят. А между тем, есть один способ справиться с проблемой – воспитывать ответственность в себе и детях. Если бы родители более ответственно относились к своей семье, дети – к учебе, учителя – к своей работе, было бы гораздо проще.
- Посоветовали бы Вы молодежи работать в школе?
- Если у них самих есть такое желание – связать свою жизнь с педагогами, то посоветовала бы. Трудностей хоть отбавляй, но где их нет? Тем более, что все трудности отходят на второй план, когда ты своими силами чего-то добился, когда видишь, как ученики с твоей помощью становятся умнее, развиваются, достигают каких-то высот. Но помимо чувства морального удовлетворения молодому педагогу нужны деньги. Именно из-за невысоких доходов профессия учителя не пользовалась популярностью у молодежи. Сейчас начинающие педагоги получают «подъемные», тем, кто снимает квартиру, компенсируют часть арендной платы. Хотя у вчерашних выпускников педагогических вузов нет никакого стажа, ощущается поддержка государства. И эти меры оказываются действенными. Сейчас в нашей школе около трети сотрудников – молодые педагоги. Есть те, кто уходит через несколько месяцев, поняв, что не готов к работе в школе. Тем не менее, многие остаются.
- Какие качества нужны тем, кто хочет быть учителем?
- Прежде всего, нужна вера в то, что это действительно твое дело. Необходимо не оставаться безразличным в любой ситуации – на улице, в школе, еще где-то. Важно соответствовать времени, но при этом сохранять свой внутренний стержень, не меняться в худшую сторону. А также – передать эти умения ученикам.
- За 35 лет работы учителем у Вас хотя бы раз возникало желание сменить профессию?
- Честно говоря, такого желания не было. У меня так и не получилось определиться, кем еще я могла бы работать.