Лично я думала, что пожарные - суровые люди, а между вызовами они спят – экономят силы. Мнение изменилось после того, как я сутки провела вместе с пожарными 132-й части Ханты – Мансийска.
На «первый – второй» рассчитайсь!
Собираясь «на дежурство», одежду я выбрала немаркую, а обувь удобную и без шнурков. Получив разрешение и пропуск, пересекла заграждения части. В 9 утра началась смена караула: третья дежурная смена сменяла вторую. Как оказалось, в этот день «третьи» заступили на дежурство по всей стране. В любой пожарной части четыре караула. Они меняются в строгой очерёдности: первый, второй, третий… Секрет – в графике работы пожарных: сутки через трое.
Третий караул – восемь мужчин в возрасте около 30 лет, смотрел на меня с недоверием и любопытством.
- Здравствуйте, я – Катя. Корреспондент. Будем работать вместе, - бодрым голосом сказала я и улыбнулась как можно приветливей. В ответ получила такие же искренние улыбки.
- Катя, давай на «ты», мы же ещё не старые, - засмеялись бойцы. От сердца отлегло – не буки, нормальные ребята.
После утреннего чая отряд побежал заниматься на полигоне. «Только не подумай, что мы специально на камеру позируем. Просто, если не заниматься спортом, никаких сил не хватит лезть в огонь в специальной огнеупорной форме – боёвке и кислородных баллонах с маской. Всё вместе это весит под 30 кг», - объясняет старший пожарный Дима Колпачёв.
Ежеквартально бойцы сдают спортивные нормативы и проходят наблюдение у психолога. Встречи с ним они не особенно любят. Опытный специалист уже при первом собеседовании из 10 кандидатов в пожарные отметает 8. После тренировки идём в учебные классы. По дороге я называю ребят пожарниками. Они хмурятся: «Пожарник – это поджигатель или погорелец. Мы - пожарные». Смотрю на обложки толстых исписанных тетрадок: «Пожарная тактика», «Пожарная техника», «Пожарная профилактика», «Охрана труда», «Медицинская подготовка»… Подготовка серьёзная, у ребят даже конспекты проверяют.
После двух часов дня в депо подъехали запасные пожарные машины. За рулём - водители из 4-го караула. У них официально выходной, но сегодня, в Первомай, на центральной площади они показывали технику горожанам. «Водитель пожарной машины - это идеальный таксист, - смеётся Николай Жернов (он работает в пожарной службе 25 лет). - Скажите мне любой адрес в городе, и я скажу, что это за здание и как до него добраться кратчайшим путём».
«Третий - на выезд!»
Я нашла большую карту Ханты-Мансийска. Оказывается, город поделен между 75-й и 132-й частями и двумя дополнительными пунктами пожарной охраны. При поступлении тревожного звонка диспетчеры вызывают ближайшие к месту пожара караулы. Если пришло сообщение, например, о горящей деревянной «двушке», диспетчеры подымают все наряды. А если их не хватает, обзванивают домашние номера пожарных. Те берут такси и едут сразу на пожар – дополнительная форма хранится у них дома.
«Свой караул - это как вторая семья, когда идёшь в огонь, знаешь, что за спиной твой брат, который всегда тебя прикроет», - так считают все пожарные. Только мы разлили по чашкам чай, как зазвучала тревога. «Третий караул, на выезд!» Через 53 секунды мы выезжаем из части под вой сирен. Пожар на улице Мира. Мои новые знакомые - в полной боевой экипировке. Пожарная машина петляет по дворам. Узкие улочки, заставленные машинами дворы…
Молодой начкар (начальник караула) хмуро комментирует: «Не пройти – не проехать. Мы даже не имеем права отодвинуть или отбуксировать такие машины: частная собственность».
Всматриваемся в небо, ищем чёрный дым. Оказалось, горит сухая трава на пустыре. Минута – и огня нет. Пожарные смущённо улыбаются: «Теперь подумаете, что мы только такие пожары и тушим».
Вернувшись, зашли в столовую – на столе остывший чай. Дежурный по столовой Паша в этот вечер готовит суп. Бойцы подбадривают его шуточками: «Давай, давай. Мяса не жалей!». Главный шутник, сержант Дмитрий Колпачёв, подмигивает мне: «А куда без юмора-то с такой работой?». Кстати, погоны носят не все пожарные. На службе в МЧС есть аттестованные сотрудники – с погонами, и вольнонаёмные – без погон. Дело делают одно, а зарплаты разные.
Средняя зарплата бойца пожарной охраны по Югре 19-22 тысяч рублей. Пришедший после армии молодой парнишка без опыта работы может получать и 13, рискуя при этом жизнью наравне со всеми. Расспрашиваю ребят про награды. Отвечают: «Награды есть, но не в них дело. Ты же не думаешь о медалях, когда лезешь по горящим ступеням в дом, где остались дети». Ожидая очередной вызов, предлагаю ребятам сыграть в карты. Качают головой: «В пожарные не берут азартных людей. Мало ли что у них в голове? Не ради спасения жизни, а ради адреналина полезут в огонь. И себя погубят, и людей не спасут».
Ближе к полуночи караул укладывается спать в специальной комнате. Посреди ночи звучит тревога. Радуюсь своей предусмотрительности при выборе обуви без шнурков. Хватаю фотокамеру и бегу к гаражу. В последний момент, на ходу, заскакиваю в машину.
По ул. Строителей автомобильная авария. Открытого огня нет, но вдруг утечка бензобака? Спасатели и медики вытаскивают водителя из покорёженной машины. Он без сознания. Пожарные заглядывают под машину. На асфальт стекает масло. Опасности нет. Едем обратно. Уже без сирен. «В 35 лет мы седеем от того, что видим. Да и резко просыпаться под вой сирен вредно. У нас не задерживаются посторонние люди. Если это - не призвание, то они уходят в течение полугода. Если человек проработал 5 лет в пожарной части – это уже судьба», - объясняют пожарные.
«Всех, кого теряем – помним»
Возвращаемся в часть. Не спится. Бойцы рассказывают о пожарах и своих ожогах как о рядовых вещах: «Заходим в горящую кухню, видим газовый баллон. Понимаем, что дело плохо. А рядом обезумевший погорелец вцепился мёртвой хваткой в микроволновку. Зачем она ему?! Не понимает, что если выживет, купит себе ещё тыщу таких. Человек в наше время очень держится за материальное. А за годы службы в пожарной охране понимаешь: бесценна лишь человеческая жизнь. Всё остальное - дело наживное». Ребята вспомнили о давнем пожаре, в котором погибло двое детей пяти и шести лет: «Мы их вытащили. На них не было ни царапины.
Донесли до «скорой». Казалось, всё в порядке. А потом нам сообщили, что они не выжили в больнице - отравление угарным газом. Мы много раз прокручивали события в голове и понимали, что в той ситуации сделали всё, что могли. Но принять это сложно. Мы часто говорим себе, что спасли сотни других жизней. Но тех, кого мы теряем, запоминаем. Чувствовать сострадание - это нормально». В части повисла тишина…
В 6 утра диспетчер подаёт звуковой сигнал – побудка.
Часть начинает готовиться к сдаче караула: водитель моет машину до блеска, подсчитывает общий километраж и расход ГСМ; пожарные бойцы во главе с командиром отделения проверяют и приводят в порядок ПТВ (пожарно-техническое вооружение), сушат и моют пожарные рукава, проводят проверку оборудования, наводят порядок и чистоту во всех помещениях. Часть постепенно наполняется бойцами из 4-го караула. 9 утра. Общее построение. Дежурство принято. Прибывшие пожарные ставят кипятиться чайник, но разлить кипяток не успевают – звучит сигнал тревоги. Столовая мгновенно пустеет, а чашки остаются ждать своих хозяев. Всех.