Примерное время чтения: 8 минут
138

Пять спасённых жизней

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41. АиФ - Югра 13/10/2010

Пожар вспыхнул под утро 17 сентября, когда на часах было около половины четвертого. Но звонили не жильца, а кто-то из знакомых обитателей злополучного дома - последние никак не могли дозвониться до пожарных с сотовых телефонов. Ближе всех к названому адресу была 72-ая пожарная часть...

В ту ночь дежурил караул N2. И уже через пять минут после звонка огнеборцы прибыли к горящему дому. Дом, как выяснилось уже позже, был частично расселён. Пожар возник только в одном подъезде - и именно там, где были люди. Самостоятельно выбраться из своих квартир никто уже не мог. Лестница и двери были объяты пламенем. Людей эвакуировали через окна и балконы.

На пожар стянули все службы города, но основную работу в эту неспокойную ночь выполнял всё же караул N2 72-ой пожарной части. Спасение людей из горящего здания легло на плечи троих бойцов: Виктора Чанышева, Романа Карабашева и Хорена Чакиряна, хотя сами они и не считают свой поступок героическим. Зато так считают другие...

Событие рокового утра глазами его очевидцев мы представляем вашему вниманию.

Глазами пожарного

Вспоминает помощник начальника караула N2 Виктор Чанышев: "Когда прозвучал сигнал тревоги в части, весь караул отдыхал, дело было под утро. Поднялись по тревоге, в течение минуты собрались и выехали. Диспетчеры в дороге передавали нам информацию по радиосвязи. Нам было ясно, к чему готовиться. Прибыв на место, тут же включились в работу. Руководил тушением Хорен Чакирян. От него и поступила команда включиться в звено с Романом и приступить к поиску и эвакуации жильцов. Начали сбивать пламя. В одной из квартир на первом этаже нашли женщину с пятнадцатилетним сыном. Вывести их через дверь не было возможности - выводили через балкон. После этого нам сообщили, что на втором этаже проживала женщина, а среди эвакуированных её не было. Начали пробиваться на второй этаж. Сбили пламя, светили фонарями, искали везде. Видимость из-за дыма была очень ограниченной, но бабушку мы нашли - недалеко от лестницы. Она пыталась выйти сама, сознание потеряла буквально у нас на руках, но помощь ей оказать успели".

"Чуть не погибла в пожаре"

Вспоминает Нина Кошелева: "Я на втором этаже жила. В тот день всё было как обычно. Рано легла спать - а проснулась под утро от криков снизу. Соседи снизу начали шуметь. Вроде дымом пахло. Спросонья не поняла, что кричат, а потом прислушалась, кричат: "Горим!". Сама перепугалась. Пожарные быстро приехали, только я сама хотела выйти из дома. Страшно было, разволновалась, давление сразу подскочило. Из квартиры-то я вышла, а дальше не могу, кругом дым, лестница горит. Думала, погибну в пожаре. Чувствую, что уже в глазах темнеет, - но пожарные пришли быстро. Я и не помню, как меня на улицу вывели". Какие чувства испытывали остальные жильцы дома в тот момент - известно только им одним. Но ясно одно - без помощи пожарных вряд ли бы кто-то мог выжить в этом огне.

"Боишься не успеть на помощь"

Вспоминает Хорен Чакирян: "В мои обязанности входило распределять и направлять, руководить процессом, - поясняет Хорен Андреевич. - Я находился с тыльной стороны здания, в окне первого этажа увидел двух женщин, которые просили о помощи. Сориентировался, приставил раскладную лестницу и помог им выбраться через окно. Эвакуировал их и продолжил руководить тушением. На подобных сложных пожарах у меня, да, наверное, и у многих бойцов возникает ощущение ужаса. Оно не от того, что там всё полыхает, а от того, что ты не знаешь, что происходит в здании, где очаг возгорания, не знаешь, сколько людей внутри. Вот и в ту ночь сначала было это ощущение. Ужас от того, что можно просто не успеть на помощь. Легче, когда знаешь, что здание пустое. Совершенно разные чувства".

"Горжусь каждым из них"

Говорит начальник 72-ой пожарной части 4-ОФПС Главного управления МЧС России по ХМАО-Югре Алексей Речкалов: "В нашем коллективе нет случайных людей. Ребята - действительно команда, понимают друг друга буквально с полуслова. Вот и в этот раз сработали чётко и слаженно. Каждый из них подтвердил свой профессионализм. И люди они неравнодушные. Виктора Чанышева я знаю давно, и самой главной его характеристикой является то, что он "тушила", - есть у пожарных такой термин. Виктор Викторович за многолетнюю службу прошёл, что называется, и огонь, и воду, и медные трубы, к его мнению прислушиваются и старшие. Он наставник для личного состава, может повести за собой. Роман Карабашев работает у нас не так давно. Молодой сотрудник, - но даже за несколько лет в пожарной охране он зарекомендовал себя с положительной стороны. Целеустремлённый, у него есть планы продвижения по службе, он хочет учиться, что, безусловно, не может не радовать. Хорен Чакирян тоже сотрудник опытный. Знаю его не первый год. Он неравнодушный человек, никогда не пройдет мимо чужой беды. Я уже говорил, что в нашей профессии случайных людей не бывает, и Хорен Чакирян - тому живой пример. Каждый из них, безусловно, заслужил ту награду, к которой их представили".

О том, что в эту злополучную ночь ребятам придётся спасать людей, никто и не подозревал. Эти парни рисковали своими жизнями ради жизней других, совершенно не знакомых им людей.

"Когда работаешь - страх отступает"

Вспоминает Роман Карабашев: "Вошли в подъезд, там всё горело: стены, дверные проемы, потолок. Выйти оттуда невозможно было, пути отрезаны. Начали заливать пламя, только электричество было не отключено. Искры летели в разные стороны, этот фейерверк даже на улице был виден. Током и убить могло, только никто в тот момент об этом не думал. Наши бойцы своими силами отключили подачу электричества, чтобы мы могли работать в более спокойной обстановке, без искрящих проводов. Мы продолжили сбивать пламя, начали вскрывать двери квартир, искать людей. В тот момент у нас ещё не было информации, что дом расселён частично и в нем живёт только пять человек. На нас начала осыпаться штукатурка. Мне в какой-то момент показалось, что дом начал рушиться. Я отскочил в сторону, испугался немного, но это быстро прошло. Тогда в принципе и не думалось, что страшно. Хотелась сделать свою работу побыстрее, помочь людям, спасти их имущество".

А жёны переживают дома

Рассказывает Наталья Чакирян: "Честно говоря, та ночь не была какой-то особенной. Мы как обычно с детьми проводили Хорена утром на смену, созванивались несколько раз. Конечно, я за него всегда волнуюсь, но супруг никогда не посвящает меня в свои рабочие моменты. О том, что они спасли людей из горящего дома в ночь на 17 сентября, я узнала только из газет. Он всегда старался огородить семью от этого, знает, что мы всегда волнуемся за него. Особенных ритуалов в нашей семье нет, но обязательным должен быть вечерний звонок".

Жёны пожарных - особенные, как и их супруги. Татьяна Чанышева раньше тайком перекрещивала мужа, когда провожала его на дежурство. Сейчас этого не делает - но обязательно молится про себя.

Рассказывает Татьяна Чанышева: "Они постоянно рискуют жизнью, но это их выбор. Виктор больше пятнадцати лет работает в пожарной охране, и уходить из своей профессии не хочет, а для меня это всегда волнение, привыкнуть к которому невозможно. Когда вижу, что пожарные машины едут на вызов в его смену, или слышу сирену, обязательно звоню ему потом".

Больше всех волновалась в тот день Ольга Карабашева, которая никак не хотела отпускать Романа на смену.

Рассказывает Ольга Карабашева: "Мне трудно привыкнуть к тому, что у Романа такая опасная работа, но она ему очень нравится, - поясняет она. - Как сейчас помню, семнадцатого сентября долго не хотела отпускать его на работу, было тревожно. Ощущение того, что должно что-то произойти, не покидало. Скрепя сердце, отпустила его на дежурство. Каждый раз, когда провожаю его, нашептываю, как мантру, что всё будет хорошо".

Семьи Виктора, Хорена и Романа гордятся их поступком, а для самих героев в нем нет ничего особенного - это их работа. Спасённые ими написали благодарственное письмо в часть, где служат огнеборцы.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах