Убеждённые бродяги. Кто помогает бомжам выжить в нашем округе

   
   

«Социальный патруль»

 

Бомжу, Петру ГРИГОРЬЕВИЧУ, просто повезло. Пальто он нашёл на помойке. Зимой оно особого тепла не даёт, зато под него можно надеть множество тёплых «тряпок». Пётр считает себя бомжем по убеждению: «У меня квартира в Подмосковье. Отцу 80 лет. Он приезжал, хотел, чтобы я вернулся, жильё на себя оформил. А мне богатства не надо, я свободу люблю». Петра Григорьевича несколько раз отправляли домой на бюджетные деньги. Но он возвращался. У мужчины дромомания - непреодолимая тяга к бродяжничеству.

Ещё 8 лет назад бомжей в Югре можно было по пальцам перечесть. Создавалось ощущение северного рая, где живут молодые благополучные люди. Сегодня в Сургуте, Нижневартовске, Нефтеюганске есть и цыганки - попрошайки, и инвалиды в камуфляже и инвалидных креслах, которым водители маршруток дают мелочь «на жизнь», и просто странствующие маргиналы - более тысячи по всей Югре. Им оказывают помощь в специальных социальных учреждениях. Таких в округе 6 (на 336 коек). За первое полугодие 2012 г. здесь помогли 1372 бомжам.

Например, в базе данных отделения ночного пребывания центра социального обслуживания населения «Светлана» в Ханты-Мансийске около 100 анкет людей без определённого места жительства. Специалисты «Социального патруля» и полицейские периодически выезжают в рейды по поиску бездомных, которым может потребоваться помощь. В одном из таких рейдов оказалась и я.

Первым делом мы заехали в Окружную клиническую больницу. Нашего пациента величают исключительно по фамилии - БОБЕНКО. У него тяжёлое обморожение (стоит вопрос об ампутации ступней ног). На «северах» это не редкость - здесь не рай для бомжей. «Есть у этого человека в Ханты-Мансийске и тётя, и сестра двоюродная, но они от него отказались, не принимают такой образ жизни, - поясняет специалист центра «Светлана» Татьяна КУЗНЕЦОВА. - До обморожения Бобенко лежал в больнице с сильным сотрясением мозга. Как-то не везёт мужику… Сейчас мы его сфотографируем, сделаем паспорт, ИНН, пенсионный и страховой медицинский полисы. А потом поможем устроиться либо в благотворительную организацию, либо в центр круглосуточного содержания. Если, конечно, он захочет». Десять дней бомж может находиться в Центре бесплатно. Потом придётся платить за ночь и ужин примерно 100 рублей. Многие знают об этом и приходят в ночлежку сами. Там их кормят, моют, помогают восстановить документы и отправляют на постоянное место жительство (если оно есть).

Ночлежка - не гостиница…

«В целом судьбы таких людей похожи. Есть те, у кого получается изменить жизнь. Например, Иван ВЛАСОВ вышел из мест лишения свободы. Паспорт ему пришлось долго делать - не могли добиться подтверждения гражданства. Подключали все уполномоченные службы. Иван выучился на дезинфектора, и сегодня работает в нашем центре. Хороший специалист, его ценят и уважают. Но большинство бродяг продолжают бомжевать», - объясняет Татьяна.

Во время рейда мы встретили на улицах лишь одного бомжа. Он был пьян, и в ночлеге ему было отказано. Да и ему в Центре не нравится. В ночлежку свои продукты проносить нельзя (в пакете мужчины - хлеб и бутылка водки), «постирушки» не устроишь - это не гостиница. У этого бродяги тоже есть родственники и жильё. Но свобода дороже…

   
   

Смотрите также: