Без речного транспорта жители Югры будут отрезаны от «большой земли»

   
   

В Югре, крае лесов и болот, сложно строить автодороги, километр порой обходится в 30 млн. руб. Реки, как в древности, – надёжный и часто единственный способ передвижения. Пассажирскими речными маршрутами в Югре охвачено 83 поселения.

Отмели – ямы наоборот

Как и автотрассы, «синие дороги» нуждаются в уходе и содержании. Воды югорских рек несут много песка. В местах расширения русла течение замедляется, и песчинки падают на дно, образуя отмель, которая опасна для судов, как яма для автомобиля. Поэтому наши речки особо нуждаются в постоянной проверке и чистке. Этим занимается служба путевого хозяйства. Реки находятся в федеральном ведении. Из бюджета России финансируется лишь обслуживание магистральных – Оби и Иртыша. Но из 400 тыс. пассажиров, что пользуются в Югре водным транспортом ежегодно, более 330 тыс. передвигаются по Казыму, Конде, Ляпину, Горной Оби и прочим боковым и малым рекам. Если их забьёт песком, перевозки прекратятся, а жители будут отрезаны от мира.

Югорские власти выделяют средства на отдельные работы по содержанию таких рек, хоть и не обязаны этого делать. Так, к пос. Приобье флот будет курсировать до глубокой осени благодаря тому, что расчищена Алёшкинская протока (это стоило около 20 млн.).

Сегодня в Югре используются все реки, пригодные для судоходства и где есть потребность в перевозках, считает Алексей БАРЫШНИКОВ, нач. окружного управления водных путей и судоходства. «Надо продолжать обследования. Когда какие-то участки маршрутов становятся непроходимыми, наши сотрудники ищут новые протоки, рукава – и бывает, находят! – говорит Дмитрий ИВАНОВ, нач. отдела пассажирских перевозок ОАО «Северречфлот». – В межсезонье выручают суда на воздушных подушках, но они не могут быть полноценной заменой. Недороги в обслуживании, но менее надёжны, требуют подстраховки».

«Пассажирских перевозок по воде у нас нет, – объясняет Наталия ВОЛЧИХИНА, глава пос. Светлого Берёзовского р-на. – Неоднократно обращались к районным властям (а те – к окружным) с просьбами об обследовании русел р. Пунги и Малой Сосьвы, о выделении судов на воздушной подушке для перевозок. В межсезонье и летом приходится лететь вертолётом: «Светлый-Игрим» – 1050 руб., 2 р. в неделю, «Светлый-Берёзово» – 1330 руб., 1 р. в неделю. Когда нет зимников, люди ездят лишь по неотложным делам, остальные поездки откладывают на зиму».

Деньги решают многое

При такой затратности и цены на билеты должны быть высоки. Но тогда перевозки станут недоступными для селян. Поэтому цены втрое-вчетверо ниже реальной стоимости – это обеспечивают окружные субсидии. К примеру, от Берёзова до Приобья взрослый может доехать за 766 руб., ребёнок – за 383 руб. Но и это доступно не всем. «Болчары, Мортка и другие поселения в наших краях доступны лишь по воде, – говорит Леонид ЕФИМОВ, зам. главы администрации Кондинского р-на. – Расписание отточено годами и устраивает население. Но средняя зарплата кондинцев – самая низкая в Югре, и цены на билеты хорошо бы сделать чуть пониже».

   
   

Иногда внутрирайонные перевозки субсидируются и из местных бюджетов.

Впрочем, на частников такие меры не распространяются. А ведь с субсидиями перевозка автотранспорта на паромах (этим нередко занимаются предприниматели) была бы дешевле, чем 3-5 тыс. руб. за 100 км, как сегодня.

«Также нужно обновлять флот, – продолжает Леонид Ефимов. – У нас курсируют пароходы «Заря» – им больше, чем полвека». «Не жалеем средств на ремонт, но материальная база «Северречфлота» стареет, – объясняет Дмитрий Иванов. – Коллеги на Ямале недавно приобрели два новых теплохода А-145 – в салоне у них удобно, как в «Боинге». Мы пока от «Метеоров» не можем отойти».

Исправность – залог безопасности

В июне на Северной Сосьве затонула баржа. Оказалось, ещё в апреле судно запретили использовать, – днище протекало. Но профессионализм и ответственность экипажа важны не меньше. Пьянство капитана недавно привёло к крушению теплоход «Полесье» в Омской области, трагедия унесла шесть жизней. Кадровую нехватку ощущают все перевозчики. «Зарплаты хорошие, но стоит специалисту обзавестись семьёй, и он вскоре уходит на берег – не устраивают сезонность работы, трудности карьерного роста, – сетует Дмитрий Иванов. – Если моторист хочет повысить квалификацию, вырасти до капитана – должен со скоростного перейти на водоизмещающий флот. Это потеря в деньгах. Пройдя там все «ступеньки», можно вернуться на скоростной. Прежняя, штурманская система обеспечивала непрерывность роста – сегодня её нет, а стоило бы вернуть законодательно».

В сфере водного сообщения «стрелки» сходятся на федеральных властях. Нужны ли им малые реки вместе с тысячами живущих на их берегах жителей – или шутка про «замкадье» недалека от истины?

Реки без чистки мелеют

Алексей БАРЫШНИКОВ, нач. окружного управления водных путей и судоходства:

Пассажирские перевозки, северный завоз, нефтегазопроводы требуют обслуживания, а самый эффективный в этом смысле – водный транспорт. И развитие югорского туризма без него немыслимо. Но ситуация нерадужная. С 1993 года резко сократилось финансирование обслуживания водных путей. Глубины по сравнению с 70-80 гг. упали в 1,5-2 раза, что ограничивает судоходство. На речные работы не хотят тратить деньги – мол, перевозок мало. Но, будь там 5 судов или 105 – а глубины и безопасность судоходства надо обеспечить всем!

Округ не вправе финансировать развитие водных путей – это федеральные полномочия. Десять лет окружные власти обращаются к центру: не можете обслуживать – отдайте региону! Но безуспешно. Остаётся только помогать нам с реками регионального значения. Надо, чтобы водные пути были не дотационными, а приносили пользу. Для этого нужны долгосрочные вложения.

Рано или поздно во весь рост встанет проблема засорения русел рек. Ведь суда, грузы тонут. Третий сезон подряд ведётся расчистка Самаровской протоки в Ханты-Мансийске. Но эту работу следует вести в масштабе округа, также с участием окружного бюджета, – муниципалитетам дорогостоящие работы не по плечу.

Александр БАЙКОВ, учредитель, зам. директора транспортного предприятия:

В 2004 году в Берёзовском р-не была неразбериха с паромными переправами: кто ни начнёт, бросает – нерентабельно. А потребность была: везти на большую землю и обратно автомобили, грузы. Мы с соучредителем начали с теплохода и баржи.

Сегодня у нас 6 единиц самоходного, 6 несамоходного речного транспорта. Жители района на 100% обеспечены сообщением с большой землёй – в том числе и нашими стараниями. На реке не получишь «быстрых» денег.

Но для нас главное, чтобы потребители были довольны, а не рентабельность (хотя в убыток, работать не будем). Народ Севера не стал богаче, мы стараемся не поднимать цены.

Частному бизнесу в этой сфере развиваться трудно. Больше стало контрольных органов, проверок. Год назад оформляли одну страховку, теперь – несколько, по евростандарту: жизней пассажиров, экипажа, плавсредств, грузов.

Трудно найти специалистов, которым можно доверить дорогостоящие грузы: приходится заманивать хорошими зарплатами из других регионов.

Андрей БЕЛЯЕВ, первый зам. директора Департамента дорожного хозяйства и транспорта Югры:

Развитие водного транспорта в Югре обеспечивается за счёт реализации мероприятий окружной программы развития транспортной системы на 2011-2013 гг. и период до 2015 г. Выделяются субсидии перевозчикам, обслуживаются боковые и малые реки, суда оснащаются оборудованием ГЛОНАСС. За счёт средств областной программы «Сотрудничество» строится авторечвокзал в Берёзове, для удобства ожидающих пассажиров поставляются мобильные павильоны и плавучие понтоны. Планируется построить причал в Приобье, приобрести грузопассажирский паром для кондинцев, модернизировать пассажирские суда на воздушной подушке.

Основная проблема в югорских водных перевозках – маловодные периоды навигации. Так, в 2012 г. из-за низких уровней воды досрочно прекращено обслуживание маршрутов в Сургутском и Берёзовском районах («Сургут-Угут» и «Игрим-Сосьва-Саранпауль»). Но стоит отметить, что благодаря профессионализму плавсостава в прошедшую навигацию аварий не случилось.

Северный завоз – поставка по воде в период навигации продуктов питания, сырья, стройматериалов. Он касается Берёзовского, Белоярского, Кондинского, Нижневартовского, Октябрьского р-нов.

Завоз продуктов питания – забота предпринимателей, лишь администрация Белоярского р-на проводит аукцион по объединённой заявке на товары первой необходимости.

На то, чтобы северный завоз топлива (каменного угля – в 19 населенных пунктов, нефтепродуктов – в 10) завершился к середине июля и не был сорван низкими уровнями воды, правительство Югры выделило 400 млн. руб.

Смотрите также: