aif.ru counter
38

Большие проблемы малого флота

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 32. АиФ - Югра 05/08/2009

Большая часть населения Югры проживает в приречных районах, и речной транспорт давно стал здесь самым доступным видом сообщения. Но он до сих пор не преуспел в части предоставления северянам качественных услуг.

Безальтернативность

ОАО "Северречфлот" обеспечивает перевозку пассажиров, багажа и мелкопартионных грузов. В компании ежегодно работают около 45 пассажирских линий, которые обслуживают 132 населённых пункта. Это и большие города, и деревни. В среднем каждый четвёртый житель округа хотя бы раз в год пользуется услугами речного транспорта (в целом по России - каждый седьмой!) А в северных районах Югры (Берёзовском, Белоярском, Кондинском) в летний период речному транспорту практически нет альтернативы. Суточный пассажиропоток на линиях колеблется от 7-10 до 2138 пассажиров, а флот представлен судами вместимостью от 60 ("Восход", "Ракета", "Линда", "Заря") до 120 пассажирских мест ("Метеор"). Понятно, что использовать ту же "Линду" на маршрутах с малым пассажиропотоком нерентабельно. Лишь в последние годы в рамках "Программы развития водного транспорта Ханты-Мансийского автономного округа до 2010 г." в "Северречфлот" поступили мелкосидящие теплоходы "Иртыш" (23-27 мест) и суда на воздушной подушке "Марс" (18 мест). Дело сдвинулось с мёртвой точки.

Приобретение нового флота позволило предприятию выполнять единовременные заявки по перевозке вахт в границах округа, сдавать суда в длительную аренду.

Возросло количество перевезённых пассажиров - это очень важно, ведь северяне - не европейцы с дипломатами в руках, значительную их часть составляют вахтовики, у каждого из которых по две единицы далеко не самого маленького багажа (чаще всего это негабаритный груз, поскольку "всё своё везут с собой"), или местные жители, которые возвращаются из города с покупками (бытовой техникой, зимними запасами продуктов и даже мебелью).

Убыточность

Пассажирские перевозки убыточны, поэтому потери ОАО "Северречфлот" компенсируются за счёт средств, выделяемых из бюджетов различных уровней. Почему так происходит? Причины нерентабельности можно условно разделить на две группы: технические и экономические.

Первые - обусловлены ограниченной продолжительностью навигации (в Западной Сибири она длится всего 140-160 суток, в то время как в центральных бассейнах европейской части России - 190-210 суток) и несоответствием пассажировместимости судов суточному пассажиропотоку. Вторые - связаны с увеличением цен на топливо, металл, двигатели, запчасти и ростом заработной платы плавсостава, Югра - регион нефтяников и газовиков, средний уровень доходов в отраслях высокий. Чтобы не остаться без кадров, судоходные компании вынуждены повышать оплату труда своим работникам, ориентируясь не на среднероссийские показатели по речному флоту, а на зарплату окружных автомобилистов и железнодорожников, с учётом темпов роста зарплаты у нефтяников и газовиков.

Выход - в тарифах, или Где разместить багаж

Администрация Югры и окружная Дума неохотно санкционируют рост тарифов на перевозки пассажиров и багажа, ограничиваясь регулированием суммы дотаций. Но очевидно, что именно в величине тарифов кроются резервы повышения экономичности пассажирских перевозок в целом. Сегодня вес и габариты багажа, а, следовательно, плата за перевозку, устанавливаются по заявлению пассажиров. Далеко не все пристани располагают весами, а визуальный контроль со стороны персонала осуществляется в кратковременный период посадки. Мало того, на современных пассажирских судах вообще нет необходимых по площадям и объёмам багажных отсеков! Поэтому брать деньги с пассажира за провоз багажа и не предоставить ему на борту судна место для его размещения, по крайней мере, не корректно. В результате пассажиры размещают свои вещи в проходах, под креслами, в любых свободных местах и даже на коленях. Так, на "Метеорах" на небольшой площадке перед входом в рубку формируется гора из баулов, чемоданов и сумок, поднимающаяся вверх почти до потолка и загораживающая проходы.

Грузо- и пассажиропотоки

Перевозка багажа, мелкопартионных грузов и легковых автомобилей - особая тема. Суда, которые перевозили эти грузы в советские времена, давно списаны по причине физического износа.

В "Северречфлоте" организованы грузопассажирские паромные линии п. Сергино - Салехард и п. Сергино - п. Белоярский. Они обслуживаются так называемыми паромами, сформированными из толкача и баржи-площадки. Основной грузопоток - гусеничная и колёсная строительная техника, грузовые и легковые автомобили. Никаких удобств для сопровождающих людей и пассажиров здесь не предусмотрено. Между тем, количество выполненных рейсов и перевезённых грузов из года в год увеличивается. Эта динамика сопряжена как с ростом тарифов, так и с увеличением грузопотока на линии. А если рассмотреть возможность функционирования паромной (грузопассажирской) линии Тобольск - Салехард, а возможно, и Сургут - Салехард (то есть между железнодорожными станциями примыкания к магистральным рекам: Тобольск, Сургут, Приобье, Лабытнанги) с заходом в наиболее крупные пункты, то можно было бы получить новые грузо - и пассажиропотоки. Кстати, в советский период функционировала грузопассажирская линия Омск - Салехард, и проблем с пассажирами и грузами здесь не существовало.

Признаки нового флота

Какой флот должен обслуживать указанные маршруты? Прежде всего - безопасный.

Во-вторых, удобный и даже комфортный для пассажиров. Удобство - понятие широкое. Это - минимальный интервал отправления на линии, прибытие и отправление в светлое время суток; культура обслуживания; нормальный температурный режим; наличие на судне прогулочной терассы, защищённой от мошкары; понятная и оперативная информация о примечательных местах на маршруте, о времени прибытия и отправления, согласованном с другими видами транспорта; много других жизненно важных мелочей (на 43 остановках отсутствуют причальные сооружения, в итоге суда швартуются к необорудованному берегу). Но комфорт - враг себестоимости. Удобства стоят денег, но для тружеников Севера комфортабельные условия поездки должны быть обязательно созданы. Они этого заслуживают.

Рассматривая способы обеспечения комфорта на судне, нельзя безоговорочно ориентироваться на их окупаемость за счёт цены на билет и оплаты провоза грузов и багажа. Северяне, конечно, получают повышенную зарплату, но и платят большие налоги, значительная часть, из которых идёт в местный бюджет. Часть этих налогов могла бы пойти на дотации судоходным компаниям. А ещё было бы не плохо, если бы конструкторы разработали несколько вариантов конструкций судов, из которых судоходные компании могли бы выбирать наиболее подходящие для своих условий.

Основа - научные исследования

Проблемы речных пассажирских перевозок необходимо начинать решать с проведения научно-исследовательской работы. Отправной точкой должен стать анализ современного состояния и тенденций потоков пассажиров, багажа и мелкопартионных грузов. Строить новые грузопассажирские суда без всесторонних научных обоснований их параметров - опрометчиво. Возрастающие требования безопасности эксплуатации могут привести к укрупнению и монополизации бизнеса речных перевозок, где конкурировать смогут только компании с собственными производственными базами, современным оснащённым флотом. Кроме того, сегодня назрела острая необходимость в проектировании и строительстве востребованных типов судов - судов нового поколения.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах