В ХМАО всерьез задумались, чтобы наладить поставки дикоросов на экспорт. Власти собираются расширить производство, а продавать морошку, клюкву и княженку через мировые площадки в интернете. Правда сами ягодные фермеры считают, что сначала наладить производство нужно у нас.
Про «нежный» бизнес
Директор ООО «Ягоды Югры» Наталья-Тэлинэ Чайникова-Вахрушева называет ягодоводство новой отраслью в сельском хозяйстве. Она считает, что если власти обратят на них внимание, то производственникам станет легче с мерами господдержки для их нежного, но вкусного бизнеса. Наталья – из кондинских манси, ее крестьянско-фермерское хозяйство впервые в истории округа реализует проект по плантационному выращиванию диких ягод. Ферма находится в Ханты-Мансийском районе. Три года назад созрел первый урожай, теперь дело поставлено на поток.
«Механизация на болоте – это не вариант, только ручной сбор. Такие ягоды, как морошка и княженика, растут только у нас в регионе. В нашем хозяйстве за три года собрано почти пол тонны ягод, – говорит Наталья-Тэлинэ Чайникова-Вахрушева. – В планах – каждый год собирать в три раза больше».
«Дар Костромы», «Северянка» – такие красивые названия сортов для княженики, голубики и клюквы. Хозяйке ягодной плантации есть чем хвастаться. Они восстановили популяцию княженики, которая практически исчезла в наших краях, увеличили площадь ее произрастания и заставили плодоносить. Сопровождают предпринимателя ученые Центральной Европейской лесной опытной станции из Костромы. Они используют наработки финнов, норвежцев и шведов, которые занимаются ягодами в промышленном масштабе уже не один десяток лет.
«Нам нужно было показать результат, – говорит хозяйка ягодной территории. – И мы его показали. Власти обратили внимание на нас, думаю, будут расширять меры господдержки. Конечная цель – плантации на сотни гектаров и много сортов дикоросов российской селекции».
Заграница нам поможет?
Власти региона уже сообщили, что планируют продавать ягоды во всем мире, размещая предложения на самой большой азиатской торговой площадке AliExpress. Выходить на рынки Европы с предложением экспорта северной ягоды сложно, поскольку к продукции много требований - от ценовых до санитарных, есть конкуренция.
Но с другой стороны, прежде чем осваивать зарубежный рынок, необходимо насытить собственный. «Если пройтись по магазинам, то морошку или княженику на полках не найдешь, не только замороженный продукт, но и варенье редкость. Импортной клубники или даже клюквы полным-полно, а свое родное в дефиците, – рассказывает пенсионерка Валентина Ушакова из Нижневартовска. – Ягоды (чаще клюкву и бруснику) покупаем с рук по объявлениям, так дешевле, а вкус морошки и клюквы уже забыли».
В некоторых магазинах окружной столицы действительно есть замороженная клюква, брусника и даже черника, а вот с морошкой и княженикой сложнее. В одном заведении мы нашли варенье из морошки, но цена кусается – двухсотграммовая баночка стоит почти 400 рублей.
В 2019 году власти региона презентовали продукцию из дикоросов в Венгрии, Китае, Франции и Сербии. Как сообщили в окружном департаменте общественных и внешних связей, создание таких плантаций входит в состав национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Его реализация позволит увеличить численность работников в субъектах малого и среднего предпринимательства, оборот от реализации товаров.
Смотрите также:
- Ягодные плантации. В Югре работает хозяйство по выращиванию дикоросов →
- «Сделано в Югре» В магазинах. «Ленты» появилась местная продукция →
- Что собирается экспортировать Югра, помимо «чёрного золота»? →